|
Биография, Беляев Александр Романович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.Материал № 1 Материал № 2 Материал № 3 Беляев, Александр Романович (4 марта 1884 6 января 1942) Рус. сов. писатель, один из основоположников и ведущих авторов сов. НФ, мн. произв. к-рого вошли в золотой фонд детской НФ. Род. в Смоленске, в семье священника, был определен в Смоленскую духовную семинарию, из стен к-рой вышел стойким атеистом. Для продолжения обучения подписал контракт с театром смоленского Нар. дома, окончил Демидовский юридический лицей в Ярославле, одновременно получив муз. образование. Во время учебы в 1905 г. принимал участие в революционных выступлениях, позже выступал адвокатом по политич. делам, подвергался обыскам. По окончании лицея работал помощником присяжного поверенного в Смоленске, занимался журналистикой, печатал в «Смоленском вестнике» театр. рец., отчеты о концертах; путешествовал по Европе, посетив Италию, Швейцарию, Германию, Австрию, Францию. В 1914 дебютировал режиссером в театре. Первая худож. публикация дет. пьеса-сказка «Бабушка Мойра» (1914). Серьезно заболев в молодости (костный туберкулез позвонков), Б. на всю жизнь остался полуинвалидом, годы провел в неподвижности, в гипсовом корсете. В 1922 г. он смог вернуться к активной жизни, работал инспектором по делам несовершеннолетних в Ялтинском уголовном розыске, воспитателем в дет. доме; в 1923 г. переехал в Москву, работал в Нар. комиссариате почт и телеграфа, затем юрисконсультом в Нар. комиссариате просвещения. Тяжелобольной, Б. умер от голода в осажденном фашистами г. Пушкине Ленинградской обл. НФ тв-во Б., нервное и неровное (какой была жизнь самого автора), оставило яркий след в отечественной НФ лит-ре, лучшие его образцы на долгие годы превратились в классику сов. НФ. В них удачно сочетаются оригинальные НФ гипотезы и идеи, увлекательный приключенческий или детективный сюжет, романтический пафос. Дебютом писателя в НФ стал р-з «Голова профессора Доуэля» (1925), позднее переработанный в роман «Голова профессора Доуэля» (1937; 1938); герой гениальный ученый хирург открывает способ продолжить жизнь мозга после смерти тела и сам становится первым мучеником-«подопытным» собственной методики; экранизирован. Ценность романа не в конкретных хирургических рецептах (к-рых попросту нет), а в смелом задании науке: мозг должен продолжать мыслить независимо от тела. Идею бессмертия человеческого духа Б. еще раз высказал в р-зе «Хойти-Тойти» (1930) из цикла «Изобретения профессора Вагнера»; научные достижения героя цикла эксцентричного ученого всегда находятся на грани возможного, а иногда откровенно сказочны: полная реконструкция собственного тела, позволяющая вообще забыть про усталость в р-зе «Человек, который не спит» (1926), пересадка мозга погибшего коллеги в череп слона в «Хойти-Тойти», овладение тайной проницаемости веществ в «Госте из книжного шкафа» (1926); р-з «Ни жизнь, ни смерть» (1926) посвящен проблеме анабиоза и неизбежным соц. последствиям его повсеместного применения. Во мн. лучших книгах Б. проводится мысль о преодолении человеком границ, положенных ему биол. эволюцией, о раскрытии в нем сверхчеловека (мысль, неудивительная для автора-инвалида, особенно остро ощущавшего собственную беспомощность). Герой первого романа писателя Б., «Властелин мира» (1929), изобретает «машину внушения», рассчитывая завоевать весь мир, но, внушив самому себе «неагрессивную индивидуальность», забывает о прошлом и о своих грандиозных планах. В одном из самых поп. романов Б., «Человек-амфибия» (1928; 1928), описана романтическая и трагическая история юноши, получившего (в результате операции, проведенной еще одним гениальным хирургом) способность жить в океане, но оказавшегося совершенно неспособным к «земной» жизни; экранизирован (см. «Человек-амфибия»). Популярность (и неизбежные нападки критиков) принес роману не только увлекательный сюжет: одним из первых в НФ Б. задумался о грядущей биол. революции с ее легко предсказыемым моральным вызовом человечеству (роль подходящей случаю генной инженерии в романе с успехом выполнила более знакомая широкому читателю хирургия). Не принес счастья фантаст. мед. эксперимент (на сей раз трансформация великого кинокомика-карлика в записного красавца) и герою романа «Человек, потерявший лицо» (1929; 1958); существенно переработанный, роман переиздан как «Человек, нашедший свое лицо» (1940) фактически, самостоятельное произв., в к-ром изменение сюжета потребовало усложнения психол. плана, с чем автор успешно справился. В последнем (и, по мнению мн. критиков, лучшем) романе Б. «Ариэль» (1941) юный герой получает и вовсе сказочную возможность: летать одним усилием мысли; даже и не пытаясь как-то научно обосновать чудесную сверхспособность, Б. своим романом-завещанием создал гимн свободному человеку, не связанному физ. ограничениями. Др. НФ книги Б. конца 1920-х гг. представляются менее удачными. Фантаст. «кинор-з» «Остров погибших кораблей» (1926) типичное для массовой лит-ры той поры сочетание мелодрамы, авантюрного боевика с погонями и стрельбой, а также богатого познавательного материала о жизни океана; неудачно экранизирован в жанре мюзикла в 1987 г. В повести «Последний человек из Атлантиды» (1926) писатель попытался реконструировать жизнь гипотетической цивилизации (в осн., используя поп. книгу Р. Девиня «Атлантида, исчезнувший материк»), наполнив обычные для лит-ры такого рода экзотические описания «соц. содержанием», избрав центром сюжета восстание рабов; вместе с «Островом погибших кораблей» объединена в один том сб. «Остров Погибших Кораблей. Последний человек из Атлантиды» (1927). В сб. «Борьба в эфире» (1928) включены одноим. авантюрно-пародийный роман и повесть «Вечный хлеб», посвященная поиску выхода из продовольственного кризиса, причем высказана мысль об опасности неконтролируемого использования искусственных микроорганизмов. «Борьба в эфире» представляет собой своеобразный каталог фантаст. изобретений и открытий, мн. из к-рых до сих пор остаются нерешенными науч. проблемами; по нек-рым свидетельствам, в годы «холодной войны» ЦРУ проявляло повышенный интерес к книге (одной из немн. переведенных на англ. яз. и ставшей библиограф. редкостью), как к единственному в сов. НФ описанию войны между СССР и США. Две малоудачные повести «Золотая гора» (1929) и «Продавец воздуха» (1929) также посвящены изобретениям и открытиям: герой первой обещает освободить и использовать ядерную энергию, а герой второй создает «метеорологическую бомбу» (сосуд, начиненный «сверхплотным» воздухом) и пытается торговать земным воздухом с жителями Марса, грозя вызвать глобальную катастрофу; экранизирована для телевидения в 1967 г. В последнем произв. уже явственно звучит мотив «всемирного заговора капиталистов против человечества», диктовавшийся известной политич. ситуацией в стране. Поздние НФ произв. Б., за исключением «Ариэля», не идут ни в какое сравнение с его ранними книгами. Свою роль сыграло как постоянно ухудшавшееся здоровье, так и все более агрессивная критика, ополчившаяся на «беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач социалистического строительства»; последнее обстоятельство приводило ко все большей изоляции «классика сов. НФ» от его читателя (следы внешней и внутренней цензуры особенно заметны на переизд. ранних романов). В «Подводных земледельцах» (1930; 1958) продолжена мысль о необходимости использования богатств океана, впервые высказанная в «Человеке-амфибии»: герои строят подводный дом, в котором можно длительное время жить и работать, собирая обильный урожай с подводных плантаций. О тучах, сгущавшихся над Б. и всей сов. НФ, свидетельствуют самые неудачные книги писателя «Лаборатория Дубльвэ» (1938; 1964), «Под небом Арктики» (1936-37 «Пленники огня», «Подземный город»; 1938-39), «Чудесное око» (укр. 1936; рус. 1956); все изд. последнего романа на рус. яз. фактически были переводом с укр. (рукописи погибли во время войны). Утопические картины социалистического близкого будущего в этих произв. откровенно скучны, над всем доминирует техника, а людям остается лишь нажимать кнопки умных аппаратов и выступать в роли экскурсоводов. Повести «Земля горит» (1931) и «Замок ведьм» (1939) представляют собой политически «актуальный» отклик на «великие преобразования в сов. деревне». Относительной удачей (да и то не лит., а скорее популяризаторской) следует считать романы Б., посвященные освоению. космоса. Этому способствовала личная дружба писателя с К. Циолковским, к-рому Б. посвятил очерк «Гражданин эфирного острова» (1930). Роман «Прыжок в ничто» (фрагм. 1933 «Стормер-сити»; 1933) повествует о полете на Венеру и встрече с местной внеземной жизнью; резко раскритикованный известным популяризатором космонавтики Я. И. Перельманом, роман, тем не менее, получил одобрительный отзыв самого К. Циолковского. Основоположник космонавтики также высоко оценил др. романы Б., слабые в худож. отношении, но научно обоснованные, «Воздушный корабль» (1934-35; 1964), «Звезда КЭЦ» (1936; 1940); в основе обоих лежат идеи К. Циолковского цельнометаллический дирижабль и орбитальная космич. станция, соответственно. В романе «Небесный гость» (1937-38) дано одно из первых в сов. НФ описание межзвездного путешествия, ставшего возможным благодаря сближению Солнечной системы с др. звездой. НФ р-зы и повести Б. включены в прижизненные сб. «Голова профессора Доуэля» (1926), «Борьба в эфире» (1928); в дальнейшем неоднократно переизд.; практически все гл. произв. писателя включены в Собр. соч. в 8 тт. (1963-64 под ред. Б. Ляпунова) и в Собр. соч. в 5 тт. (1983-85 под ред. С. А. Беляевой и А. Бритикова). Среди р-зов выделяются: навеянный циклом Э. Берроуза о Тарзане «Белый дикарь» (1926), в к-ром мир естеств. природы противопоставляется «джунглям» небоскребов; «Сезам, откройся!» (1928 под псевд. А. Ром) практически первое в рус. НФ произв. о машинах-роботах; «Мистер Смех» (1937), в к-ром обсуждаются возможности точных наук в деле исследования таких тонких материй, как эмоции человека. Б. известен также как страстный публицист, защитник молодой сов. НФ, чьи статьи «Создадим советскую научную фантастику» (1934), «Золушка» (1938), «Иллюстрация в научной фантастике» (1939) и спустя десятилетия не потеряли своей актуальности. Отклик Б. на известную книгу Г. Уэллса публицистический очерк «Огни социализма, или Господин Уэллс во мгле» (1933) предварил личную встречу двух фантастов (во время второго визита Г. Уэллса в Ленинград в 1934 г.). Вл. Б. Др. соч.: Беляев, Александр Романович (18841942) видный писатель, один из основоположников и классиков советской фантастической литературы; автор произведений, составивших золотой фонд отечественной фантастики и детской литературы «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль» и мн. др. Жизни и творчеству Б. множество статей, в т. ч. кн. Б. В. Ляпунова «Александр Беляев» (Более подробно см. библиогр. указ. «Александр Беляев». Библиогр. 1997. 2. С. 6471), его романы и повести регулярно переиздаются. Важную роль в период становления советской НФ литературы сыграли и критические статьи Б.; в ряде публикаций (в частности в ст. «Создадим советскую научную фантастику») писатель попытался сформулировать значение и художественные функции НФ в новом обществе; отстаивая тщательно искореняемую соцреалистической идеологией «литературу мечты», Б. с грустью писал в знаменитой статье «Золушка»: «Судьба советской научной фантастики похожа на судьбу сказочной Золушки у обеих двойная жизнь: блестящий выезд на бал и унылое существование нелюбимой падчерицы, сидящей в затрапезном платье, в темном углу кухни» (1938); одним из первых поднимал вопросы и иллюстрирования НФ произведений (ст. «Иллюстрация в научной фантастике»); в то же время зачастую рассматривал НФ с точки зрения популяризации научных знаний, что, однако, не умаляет значения критических выступлений Б. в непростой период истории советской литературы. Библиография: Беляев, Александр Романович Род. 1884, ум. 1942. Писатель-фантаст, автор книг «Голова профессора Доуэля» (1925), «Человек-амфибия» (1928), «Звезда КЭЦ» (1936) и др. Все биографии русских писателей по алфавиту: А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я Десятка самых популярных биографий: |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.