Биография, Булгаков Михаил Афанасьевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.

Булгаков Михаил Афанасьевич. фото фотография фотка Булгаков Михаил Афанасьевич. фото фотография фотка Булгаков Михаил Афанасьевич. фото фотография фотка Булгаков Михаил Афанасьевич. фото фотография фотка Булгаков Михаил Афанасьевич. фото фотография фотка Булгаков Михаил Афанасьевич. фото фотография фотка
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2
Материал № 3
Материал № 4

Булгаков, Михаил Афанасьевич

(1891-1940) — Выдающийся рус. сов. писатель и драматург, известный также произв. др. жанров; один из самых значительных авторов сов. лит-ры, занимавший в ней особую, независимую позицию и оказавший на нее влияние (в осн. посмертное), к-рое трудно переоценить. Род. в Киеве, в семье преподавателя Киевской Духовной акад., окончил мед. ф-т Киевского ун-та, работал земским врачом; во время Гражданской войны неоднократно мобилизовывался (в своем професс. качестве) разл. политич. силами Юга России, в 1921 г. окончательно обосновался в Москве, где, сменив ряд профессий, занялся журналистской и лит. деятельностью (постоянный фельетонист газ. «Гудок» с 1923 г.). Печататься начал с 1920 г. (очерки в эмигрантской газ. «Накануне», изд. в Берлине). Быстро достиг успеха и признания, в осн., своими пьесами, у читателей и зрителей; параллельно росло неприятие тв-ва Б. у критиков и «коллег»-драматургов, подкрепленное политич. обвинениями в адрес «идеолога Белого движения», оно вылилось со временем в систематическую травлю. Судьбу писателя во мн. определили противоречивые отношения с И. В. Сталиным: последний испытывал явное пристрастие к пьесам Б., хотя открыто называл их контрреволюционными, не выпускал автора за границу, тем более не способствовал продвижению его произв.; однако Б. было «позволено» избежать ареста и умереть от болезни в собственной квартире. (О том, что Б. не смог преодолеть иллюзий относительно фигуры Сталина, свидетельствует пьеса «Батум» о юности «вождя», резко выпадающая из общего контекста тв-ва Б.).

Фантастика пронизывает большинство прозаических произв. Б., что позволяет в ретроспективе (две его самые значительные фантаст. книги увидели свет сравнительно недавно) назвать их автора классиком сов. НФ лит-ры; сам Б. охарактеризовал себя как «мистического писателя». Общая направленность его НФ произв. обусловлена отношением автора к Сов. власти: писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам сатирической НФ относятся повести — «Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя» (1924) и «Роковые яйца» (1925); объединены в сб. «Дьяволиада» (1925). Первая повесть, написанная в духе фантастики Н. Гоголя и Ф. Кафки (хотя последнего Б., разумеется, в то время читать не мог) и рассказывающая о «маленьком человеке», раздавленном фантасмагорической машиной гос. бюрократии, прошла малозамеченной; зато вторая вызвала шквал обвинений и похвал (тираж сб. был конфискован, а след. изд. состоялось лишь в 1988 г.). Формально это история НФ изобретения и открытия (ускорение роста клеток под влиянием «лучей жизни»), к-рое — из-за подчеркнутого Б. специфического отечественного разгильдяйства и авантюризма (в нем критик А. Воронский прозорливо разглядел «коммунистический эксперимент» вообще) — привело к катастрофе: вместо кур-рекордисток из яиц вылупляются апокалипсические змеи-гиганты.

Еще большим мастерством и более резкой соц. направленностью отличается написанная в 1925 г. повесть «Собачье сердце» (1987), более 60 лет пребывавшая в «самиздате»; экранизирована (см. «Собачье сердце»). В данном случае внешняя НФ канва — мед. эксперимент по пересадке человеческого гипофиза псу Шарику и быстрая «эволюция» последнего в человека, точнее, в пародию на человека — не скрывает прозрачного саркастического намека на широко пропагандируемые идеи «ускоренного создания нов. человека»: фамилия законченного мерзавца и демагога Шарикова, удивительно легко нашедшего «экологическую нишу» в сов. действительности, в конце 1980-х гг. стала нарицательной. В более широком плане повесть Б. развивает поп. тему НФ об искусственном существе, восставшем против своего создателя.

Гл. произв. Б. и одно из худож. достижений рус. и мир. лит-ры 20 в. — многоплановый филос. — фантаст. роман «Мастер и Маргарита» (сокр. 1966-1967; 1973) — создавался в 1929-1940 гг. и до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей; неразмноженная рук. была чудом сохранена (как бы доказывая справедливость булгаковского: «Рукописи не горят!"), а первая публикация романа и оперативные переводы на мн. языки придали тв-ву Б. «мировой резонанс» (М. Чудакова). Жанр романа, его уникальная многослойная структура, делающая книгу доступной для читателей с разл. уровнем культурного багажа (в т.ч. разной степенью знаний в области философии и религии) — эту открытость, принципиальную «неэлитарность» произв. Б. хорошо подметил и обосновал в своих работах критик А. Зеркалов (см. А. Мирер); разбросанные по тексту многочисленные аллюзии, лит., историч. и культурные ассоциации, — вызвали широкий веер интерпретаций (от «иконоборческого» до «христ. — апологетического» и «мистического») и неутихающую по сей день полемику. В романе переплетаются две осн. сюжетные линии: посещение дьяволом со свитой Москвы 1930-х гг. и трагическая, воспринимаемая как автобиогр., история писателя, автора романа об Иисусе Христе; при этом евангельская (точнее, квази-евангельская) линия разработана более тщательно и худож. близка к совершенству, в то время как «моск.» страницы иногда грешат фельетонностью (хотя в целом все равно остаются вершиной отечественной сатирической прозы). Роман пронизывает особая авторская концепция гуманизма, Б. размышляет о пределах нравственной стойкости, о вечной загадке любви, о противостоянии художника (в более широком плане — мессии) и об-ва. При всей сложности роман Б. за прошедшие четверть века стал одной из самых поп. и читаемых книг на родине писателя (неоднократные экранизации в ряде стран оказались неудачными).

Б. также предприняты попытки использования фантаст. тем и сюжетов в драматургии, однако его фантаст. пьесы не увидели свет при жизни. Тревожные мысли о грядущем самоуничтожении человечества в мировой войне составляют фон «Адама и Евы» (рук. 1931; 1971 — Париж; 1987); «пародию на Ж. Верна « (а по сути — на весь «социалистический эксперимент») представляет пьеса «Багровый остров» (рук. 1931; 1971 — Париж; 1987). В двух пьесах Б. — «Блаженство» (рук. 1934; 1966) и «Иван Васильевич» (рук. 1934-1936; 1965) — применен прием путешествий во времени: в первой (малоудачной) современники перебрасываются в будущее; во второй — в прошлое; вторая повесть экранизирована (см. «Иван Васильевич меняет профессию»).

В 1980-е гг. Б. стал одним из самых издаваемых авторов у себя на родине; все его произв. вошли в Собр. соч. в 5 тт. (1989-1990).

Лит.:
Л. Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова» (1983).
М. Чудакова «Жизнеописание Михаила Булгакова» (1988; доп. 1988).
«Воспоминания о Михаиле Булгакове» (1988).
А. Зеркалов «Евангелие Михаила Булгакова» (1988 — США).
Л. Е. Белозерская-Булгакова «Воспоминания» (1990).
А. З. Вулис «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991).
Б. В. Соколов «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991).
Л. М. Яновская «Треугольник Воланда» (1992).


Все биографии русских писателей по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я


Десятка самых популярных биографий:

  1. Биография Пушкина
  2. Биография Лермонтова
  3. Биография Булгакова
  4. Биография Гоголя
  5. Биография Есенина
  6. Биография Достоевского
  7. Биография Чехова
  8. Биография Маяковского
  9. Биография Евтушенко
  10. Биография Даля





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.