|
Биография, Герцен Александр Иванович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.Материал № 1 Материал № 2 Материал № 3 Материал № 4 Материал № 5 Герцен, Александр Иванович [25.03(06.04).181209(21).01.1870] философ, революц. демократ, писатель. Род. в Москве в семье богатого рус. помещика И. Я. Яковлева. Будучи незаконным сыном последнего от нем. девушки Луизы Гааг, увезенной его отцом в Россию из Штутгарта, рано осознал несправедливость крепостного строя. Мальчиком 14 лет во время коронации Николая I в Москве (после казни декабристов) поклялся вместе со своим другом и будущим идейным соратником Н. П. Огаревым «отомстить за казненных» и обрекал себя на борьбу «с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками». В 18291833 учился на физ. матем. отделении Моск. ун-та, где слушал известного шеллингианца М. Павлова. В начале 30-х гг. познакомился с теориями Сен-Симона и Фурье. Вокруг него и Огарева формируется кружок оппозиционно настроенных студентов. В 1834 вместе с Огаревым арестован и в 1835 отправлен в ссылку (Пермь, Вятка, Владимир). В 1840 вернулся в Москву, потом переехал в Петербург. Резкий отзыв о полиции повлек за собой новую ссылку в Новгород (18411842). Возвратившись в Москву, выступил в 18421847 с целым рядом остро публицистических, филос. и художеств. произведений. Сблизился с Белинским, Грановским, принял участие в борьбе против представителей официальной идеологии (М. Погодин, С. Шевырев), участвовал в полемике со славянофилами. В 1847 уехал за границу; в 1849 принял решение остаться там, чтобы использовать возможность бесцензурного слова для борьбы с самодержавием. В 1852 переехал в Лондон, где основал «Вольную русскую типографию» (1853). В 18551869 издает обозрение «Полярная звезда», а в 18571867 (15 номеров в 1868 на франц. языке) в сотрудничестве с Огаревым полит. газ. «Колокол», на страницах к-рой вел борьбу за освобождение крестьян с землей, разоблачал крепостников и царских чиновников, проповедовал социалис-тич. идеи. Участвовал в начале 60-х гг. в создании революц. организации «Земля и Воля». Умер Г. в Париже; его прах перевезен в Ниццу. Филос. взгляды Г. сформировались под влиянием Гете, Гегеля, Фейербаха, Прудо-на. Теор. филос. интересовала его постольку, поскольку ее можно было применить на практике, в борьбе за свободу и достоинство личности, за осуществление соц. справедливости. Высоко оценивая гегелевскую систему, критиковал ее за стремление поставить мысль над природой и историей, понять их «как прикладную логику, а не логику как отвлеченную разумность природы и общества». С т. зр. Г., филос. может выполнить свою роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на данные естествознания. «Философия, писал Г., не опертая на частных науках, на эмпирии, призрак, метафизика, идеализм». С др. стороны, и данные науки, лишенные мировоззренческого и методол. филос. синтеза, рискуют остаться мертвой совокупностью разрозненных фактов. Вопреки гегелевскому панлогизму и натурфилос. умозрительным построениям, Г. одним из первых провозгласил необходимость взаимодействия филос. и науки. Отвергая агностицизм, считал несостоятельным стремление установить границы познания. Придавал большое значение чувственно-эмпирич. познанию. В то же время возражал против недооценки активности самого разума. Истинное познание, по Г., это единство опыта и умозрения. Вслед за Гегелем рассматривал историю филос. как закономерный процесс, но отверг его попытку представить эту историю как подготовку гегелевской филос. Ратовал за снятие крайностей идеализма и реализма на путях разработки нового мировоззрения, где мышление признается высшим результатом развития природы. В социол. воззрениях был сторонником прогресси-стских взглядов, считая, что развитие обществ. жизни идет по линии разумного обустройства об-ва в направлении освобождения человека от эгоизма и соц. неравенства. Одним из факторов такого развития считал (в 40-х гг.) прогрессивное усовершенствование мозга человека, однако в поздний период жизни отказался от биологизаторских идей. Высшим достижением совр. ему социол. мысли Г. считал социалистич. идеал, дающий наиболее разумное решение экон. проблем и обеспечивающий гармонизацию интересов личности и об-ва.Считал, что пути разных народов к социализму многообразны и зависят от ист. сложившихся форм их обществ. и культурной жизни. Применительно к России был сторонником крестьянского социализма, утверждая, что рус. деревенская община и артель содержат зачатки социализма, к-рый найдет свое осуществление в России раньше, чем на Западе. Верил в будущее социализма, однако не рассматривал его как окончательную и совершенную форму обществ. отношений. В конце жизни склонялся к реформистским путям преобразования об-ва. Будучи не только оригинальным мыслителем, но и талантливым писателем, Г. в своих мемуарах «Былое и думы» дал великолепное изображение жизни, быта и нравов совр. ему России, а также оставил убедительные интеллектуально-психол. портреты выдающихся заруб. и отеч. мыслителей. Живя в эмиграции, Г. в немалой степени содействовал тому, что западноев-роп. интеллигенция получила аутентичное представление о России и рус. нац. характере. Соч.: Полн. собр. соч. и писем. Т.122. Пг. М., 19191925; Избр. филос. произведения. Т.12. М.Л., 1948; Собр. соч. В 30 т. Т.119. М., 19541960; Соч. Т.19.М., 19551958. А. В. Иванов Все биографии русских писателей по алфавиту: А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я Десятка самых популярных биографий: |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.