|
Биография, Катенин Павел Александрович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.Материал № 1 Материал № 2 Материал № 3 Материал № 4 Материал № 5 Катенин, Павел Александрович писатель и театрал, род. в 1792 г., ум. 23 мая 1853 г. Первоначальное образование получил дома, служил сначала по министерству народного просвещения; в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в Преображенский полк и принимал участие в Отечественной войне 1812 г, Окою этого же времени начал и свою литературную деятельность. Первые его стихотворения печатались в «Цветнике» Беницкого, «Сыне Отечества», «Вестнике Европы» и других изданиях того времени. Все они написаны довольно хорошо, но не представляют ничего особенно выдающегося ни по форме, ни по содержанию; к числу достоинств Катенина нужно отнести его уменье согласовать форму с содержанием. В некоторых своих стихотворениях он подражая Виргилию, Гесснеру, Оссиану, но несколько эпических стихотворений написаны им совершенно самостоятельно на темы, взятые из древнерусской жизни. Таковы его поэмы «Мстислав Мстиславич» «Старая быль», «Певец Услад» и др. Катенин особенно увлекался театром, проходил с актерами их роли, руководил ими, переводил и писал пьесы для бенефисов, и т. д. В 1811 году был поставлен его перевод комедии Корнеля «Ариадна», в 1816 г. перевод трагедии Расина «Эсфирь», в 1819 г. им написан драматический отрывок «Пир Иоанна Безземельного», в 1821 г. вышла его переделка комедии «Сплетни» («Le mechant» Грессе), в 1822 г. перевод «Сида» Корнеля. В этом же году за шиканье актрисе Семеновой Катенин по настоянию нерасположенного к нему генерал-губернатора гр. Милорадовича был выслан на родину в костромскую губернию. Здесь он перевел комедию Мариво «Les fausses confidences», напечатанную в 1827 г. под заглавием «Обман в пользу любви» и написал оригинальную трагедию в пяти действиях «Андромаха», в которой признавал большие достоинства даже Пушкин. Последний, впрочем, вообще высоко ставил Катенина, считал его лучшим из современных «Шлегелей», не исключая даже А. Бестужева (Марлинского). С таким же уважением относился к Катенину и Грибоедов, написавший вместе с ним комедию «Студент», где осмеяны Жуковский и другие романтики; Грибоедов советовался с Катениным относительно «Горя от ума». Как в стихотворных, так и в драматических произведениях своих, Катенин, однако, является классиком, «неромантиком». Он переводит главным образом Корнеля, Расина, читает Делавиня, в котором находил «нечто расиновское», сам старается им подражать, смеется над романтизмом, над новою мещанскою комедией. В своем стихотворении «Тень Шекспира», он не без злой иронии рассказывает, что теперь «на зрелищах Кесарь не смеет явиться», что «нет Андромахи на них, согнан Ахилл и Орест», что их заменили «торговли советник, юнкер, секретарь, гусарские майоры», которые «ищут с закладами денег, крадут ложки в карман», одним словом, что каждый находит теперь в театре «себя и знакомых». Приверженность к классицизму не мешала, однако, Катенину ценить по достоинству таких писателей, как Пушкин. Катенин был в восторге от «Евгения Онегина» и «Графа Нулина», считал первое произведение лучшим из всего, написанного Пушкиным. Вопреки своим современникам, как критик с действительно художественным чутьем, Катенин в «Руслане и Людмиле» видел «не больше, как сказку, лишенную колорита времени, местности и народности». В сущности, как это можно видеть из его критической статьи «Размышления и разборы», в которой он дает определение поэзии вообще и разбирает поэзию еврейскую, греческую, латинскую и новоевропейскую, Катенин мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления. Также как и его мнимые враги, Катенин требует от произведения «правдоподобия» и «натуры»; стремясь к реализму, он употреблял народные слова и выражения, постоянно, по замечанию одного критика «обнаруживал особенное предрасположение к народности». Катенин был таким образом врагом лишь того романтизма, «родителем которого на Руси был Жуковский, поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских». Катенин ценил Пушкина, любил Байрона, но не понимал Шекспира, которого ставил ниже французских классиков. В ссылке Катенин пробыл десять лет; вскоре после возвращения в Петербург переведен был в Эриванский полк; в 1836 г. его назначили комендантом крепости Кизляр. В 1838 г. он вышел в отставку и снова поселился в своей деревне и занимался литературой до самой своей смерти. Сочинения П. А. Катенина, СПб. 1833 г., ч. ² и II; Е. Петухов, «П. А. Катенин», (биографический очерк в «Историческом Вестнике», 1888 г., No 9); «К истории русского театра»; Письма П. А. Катенина к A. M. Колосовой» («Русск. Старина», 1893 г., NoNo 34). В. Боцяновский. Русский биографический словарь (1896—1918, изд. Русского исторического общества, 25 тт., неоконч.; издание осуществлялось вначале под наблюдением А. А. Половцова [Половцева; 1832—1909], который был председателем Общества с 1978 г.) Все биографии русских писателей по алфавиту: А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я Десятка самых популярных биографий: |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.