Биография, Огарев Николай Платонович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.

Огарев Николай Платонович. фото фотография фотка Огарев Николай Платонович. фото фотография фотка
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2
Материал № 3
Материал № 4
Материал № 5
Материал № 6

Огарев, Николай Платонович

[24.11(06.12).1813—31.05(12.06).1877] — публицист, поэт, философ. Род. в Петербурге. Происходил из дворянской семьи. Идейное формирование О. началось под влиянием восстания декабристов. С 1830 — студент Моск. ун-та. Увлекался соц. — утопическими воззрениями Сен-Симона и его школы. Вместе с А. И. Герценом организовал полит. кружок передовой молодежи. По решению царя Николая I за непозволительный образ мыслей в 1834 был арестован и после 9-месячного тюремного заключения с 1835 по 1839 находился в ссылке в Пензенской губ. В 1841—1846 был за границей (Германия, Франция, Италия); слушал лекции по филос. и естеств. наукам в Берлинском ун-те, посещая мед. школу в Париже. В 40-е же гг. вместе с А. И. Герценом вел борьбу со славянофилами. С 1846 жил в Пензенском имении, в 1850 подвергся кратковременному аресту. В 1856 эмигрировал в Англию. В Лондоне вместе с Герценом возглавил Вольную рус. типографию, издавал «Колокол» (1857—1867). Участвовал в создании тайного об-ва «Земля и воля» 60-х гг. Активно поддерживал польское восстание 1863—1864. С 1865 жил в Швейцарии, в 1873 вновь переехал в Англию. Умер в Гринвиче, близ Лондона. В 1966 его прах был перевезен в Москву, на Новодевичье кладбище. Филос. взгляды О. существенно изменялись в течение его жизни. В университетский период для О. характерно рационалистическое идеалистическое мировоззрение. В период пензенской ссылки он стал тяготеть к мистике. В середине 40-х гг., высказывая свое несогласие с идеализмом в коренных понятиях, стал склоняться к материализму, усиленно изучать естеств. науки. Он писал: «Науку живого мира хочу я. Играние неопределенными словами метафизики мне противно. Логика — великое дело, как скелет мирового организма. Но я ее вне этого живого организма не понимаю и даже смотрю на нее с некоторой ненавистью, если мне ее выставляют как особь статью, равно и на людей, которые могут удовлетвориться абстракцией» (Избранные социально-политические и философские произведения. Т.П. М., 1956. С.374). Филос. позиции О. приближаются к взглядам А. И. Герцена. Он отстаивает идею внутр. источника саморазвития предметов, называет «негацию» «душой самосотворения природы» и т. д. Считает физиологию достаточным основанием для объяснения как механизма, так и содержания мыслительных процессов. В дальнейшем О. все больше критикует материализм, считая, в частности, его ошибкой то, что вещество принимается «за факт всесильный, за вещь an sich, которая вместе phenomenon и noumenon» (Там же. С.44). Уже в 50-е гг. стал разделять ряд положений позитивизма О. Конта. Принял разделение истории мысли на теологич., метафиз. и позитивную эпохи, противопоставлял позитивный метод «опыта и изучения природы» всей филос. К идеям социализма О. обратился в 30-х гг. под влиянием революц. событий в Европе. Он истолковывает социализм как «новое христианство», акцентируя его нравств. аспект, проблемы свободы личности, героического подвижничества. В конце 30-х гг., став после смерти отца обладателем громадного наследства, О. пытался осуществить собственный проект освобождения крестьян. За умеренный выкуп около 4 тыс. крестьян получили свободу; в распоряжение общины были переданы земля, луга, леса. В конце 40-х гг. в одном из своих имений он задумал преобразовать производство на основе вольнонаемного труда, к-рым заменил барщину. Убедившись в невозможности преобразования крепостничества таким путем, приходит к выводу о необходимости революц. — демократической борьбы с существующим строем. В 50—60-е гг. О. вслед за Герценом развивает идеи крестьянского, «русского» социализма, ратуя за создание в России на основе общинного строя нар. гос-ва — федеративной республики самоуправляющихся общин. «В сущности, формы социализма могут быть разнообразны, а уже, конечно, не приведенные под один почти что казенный уровень», но «гл. их точка отправления — это общинное... владение».

Соч.: За пять лет (1855—1860). Политические и социальные статьи Искандера и Н. Огарева. Часть вторая Н. Огарева. Лондон, 1861; Ход судеб, Лондон, 1882; Трилогия моей жизни // Русская мысль. 1904. No 8; С утра до ночи. Записки-дневник 1872—1873. Л., 1923; Записки русского помещика. Л., 1925; Стихотворения и поэмы. Т.1, 2. Л., 1937—1938; Литературное наследие. Т.39—40, 41—42, 61—64. М., 1941—1958; Избр. социально-политические и философские произведения. Т.1, 2. М., 1952—1956; Избр. произв. Т.1, 2. М., 1956; Избр. М., 1984.


Все биографии русских писателей по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я


Десятка самых популярных биографий:

  1. Биография Пушкина
  2. Биография Лермонтова
  3. Биография Булгакова
  4. Биография Гоголя
  5. Биография Есенина
  6. Биография Достоевского
  7. Биография Чехова
  8. Биография Маяковского
  9. Биография Евтушенко
  10. Биография Даля





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.