|
Биография, Платонов Андрей Платонович (Климентов). Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.Материал № 1 Материал № 2 Материал № 3 Платонов, Андрей Платонович [1896] современный писатель. Сын слесаря ж. д. мастерских, рабочий-изобретатель. Писать начал с 1918, по преимуществу стихи. Выступил в 1927 со сборником рассказов и повестей «Епифанские шлюзы». Излюбленный образ творчества П. человек, пришедший «на опушку города прямо из природы», талантливый самоучка и правдоискатель, лишенный опыта борьбы рабочего класса и сохраняющий национальные черты русского цехового мастерового. Путь к правде гармония бытия, по П., лежит через «сердце» трудового человека, т. е. рабочую интуицию. Двумя враждующими началами считает он незыблемую,«нешевелящуюся» природу и город. На пути отыскания гармонии бытия лежит препятствие человеческая власть, воспринимаемая П. как «перерождение бытия» («Город Градов»). Черты стихийничества, анархизма окрашивают ранние произведения П. Если для ранних произведений П. характерна несколько абстрагированная форма выражения воззрений автора, то дальше он переходит к более конкретному показу советской действительности. Но здесь ярче выявляется существо ошибочных воззрений П. В рассказе «Усомнившийся Макар» автор, критикуя советский бюрократизм, обнаруживает непонимание сути советского государства как органа диктатуры пролетариата и проводит политически ошибочные тенденции. Советский госаппарат показан не как форма участия рабочих и крестьян в управлении страной, а как механический аппарат принуждения, нивеллировки человеческой личности. Объективно роман Платонова подкрепил тот наскок на партию и пролетарскую диктатуру, который велся троцкистами. «Впрок» дает неверное представление о сущности коллективизации, и поэтому хроника эта подверглась справедливой и резкой критике. П. обнаружил ряд идеологических срывов в своих произведениях, но сказывающаяся в его творчестве тенденция к конкретному показу советской действительности, есть показатель того, что писатель ищет надлежащий творческий путь. Библиография: I. Голубая глубина, Книга стихов, изд. «Буревестник», Краснодар, 1922; Епифанские шлюзы, Рассказы, изд. «Молодая гвардия», М., 1927; Сокровенный человек, Повести, изд. «Молодая гвардия», М., 1928; Че-Че-О (Областные организационно-философские очерки), «Новый мир», 1928, No 12 (в соавторстве с Б. Пильняком); Усомнившийся Макар, «Октябрь», 1929, кн. IX; Происхождение мастера, Повесть, изд. «Федерация», М., 1930; Первый Иван, «Октябрь», 1930, кн. Л; Впрок, «Красная новь», 1931, кн. III. II. Сокольников М., А. Платонов. «Сокровенный человек», «Молодая гвардия», 1928, кн. III; Замошкин П., А. Платонов. «Сокровенный человек», «Новый мир», 1928, кн. III; Авербах Л., О целостных масштабах и частных Макарах, «На литературном посту», 1929, кн. XXI XXII; эту же статью см. в журн. «Октябрь», 1929, кн. II; Стрельникова В., «Вечерняя Москва», 1929, No 224; Бойков М., «Молодой большевик», 1929, No 20; Mайзель М., Ошибки мастера, «Звезда», 1930, кн. IV; Мессер Р., Попутчики второго призыва, там же; Фадеев А., Об одной кулацкой хронике, «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1931, 3 июля; То же, «Красная новь», 1931, кн. V VI; Mакapьев И., Клевета, «На литературном посту», 1931, кн. XVIII; эту же статью см. в журн. «На подъеме», 19 1, кн. VII; Гроссман Б., «Новый мир», 1931. кн. I; Селивановский А., В чем «сомневается» Андрей Платонов, «Литературная газета», 1931, No 31, 10 июня; статьи Ханина Д. и Дятлова В., газ. «За коммунистическое просвещение», 1931, 12 июня; Березов П., Под маской, «Пролетарский авангард», 1932, No 2 (отзывы о хронике «Впрок»). Н. Гнедина. "Литературная энциклопедия" (т. 1—9, 11, 1929—39, неконч.). Платонов, Андрей Платонович (псевд. Андрея Платоновича Климентова) (1899-1951). Видный рус. сов. прозаик и критик, более известный произв. др. жанров; ныне признан как классик отечественной лит-ры первой половины 20 в., до конца 1980-х гг. практически не известный у себя на родине. Род. в Воронеже, начал трудовую деятельность с 15 лет, участвовал в Гражданской войне; окончив Воронежский политех. ин-т, работал мелиоратором и электрификатором сельского хозяйства, позже переключился на журналистику, сотрудничал в ред. воронежских газет и журналов. В 1927 г. переехал в Москву. После публикации первых сатирических произв. П. его перестали печатать, и он вынужден был для заработка писать лит. критические статьи под псевд. Великую Отечественную войну провел фронтовым корр. газ. «Красная звезда»; после войны тяжело болел, но продолжал работать в обстановке непрекращающейся травли. Тв-во П. лишь хронологически совпадает с сов. периодом, по духу своему представляя резкую оппозицию «генеральной линии» сов. лит-ры. В значительной степени этим объясняется тот факт, что гл. произв. писателя, написанные еще до войны, не увидели свет при жизни автора; отд. произв. выходили на рус. яз. в зап. изд-вах и имели хождение в «самиздате» (далее везде дата первой публикации означает публикацию в СССР). К ним относятся три книги, связь к-рых с НФ и утопией (или антиутопией, что в данном контексте одно и то же), хотя и опосредованна, своеобразна, но сомнений не вызывает: роман «Чевенгур» (фрагм. 1929 «Происхождение мастера»; 1988), повести «Ювенильное море» (рук. 1934; 1986) и «Котлован» (рук. 1929-30; 1973 США; 1987); изд. в одном томе «Котлован. Ювенильное море» (1987). Известную «ирреальность» происходящему у П. сообщают не место и время действия (подчеркнуто конкретные и достоверные), а персонажи; подобно голографическим объектам, они отделены от фона, хотя и не оторваны от него совсем. Чевенгурская коммуна, начавшая с того, что расстреляла всех домовладельцев, как «пережитков прошлого», а потом принципиально отказалась трудиться (ибо и труд уступка «побежденному капиталу»), заражена демагогической трескотней «революционных» фраз, значения к-рых чевенгурцы не понимают (или, что хуже, воображают, что понимают). Раньше др. классика антиутопии Д. Оруэлла П. впечатляюще продемонстрировал значение и возможности идеологически исковерканого языка в укреплении тоталитаризма (см. Лингвистика). Еще более мрачен колорит «Котлована»: гигантская яма, к-рую, невзирая на все лишения, копают для будущего прекрасного общежития (и к-рая становится могилой для умершей девочки, вызывающей несомненные ассоциации с утопией, построенной на «дет. слезинке», у Ф. Достоевского), превращается в ясный и худож. выпуклый символ. Псевдооптимистический финал «Ювенильного моря» тоже можно читать как горькую издевку над благими намерениями очередных строителей человеческого счастья (см. Оптимизм и пессимизм). В целом, утопии-антиутопии П., как и ряд произв. М. Булгакова и Е. Замятина, своим отрицанием казарменного социализма, порождающего огромные могилы-общежития, являли собой наст. духовное сопротивление тоталитарному режиму. Значительно меньше вопросов вызывает жанровая принадлежность др. произв. П.: повесть «Эфирный тракт» (рук. 1926-27; 1968), р-зов «Лунная бомба» (1921) и «Потомки Солнца» (1926) относятся к традиционной «космич.» НФ (см. Космические полеты, Луна, Освоение космоса); объединены в сб. «Потомки солнца» (1987). В. Р. Лит.: Платонов, Андрей Платонович Род. 1899, ум. 1951. Писатель (прозаик, поэт), публицист. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом. Произведения: «Голубая глубина» (сборник стихов, 1922), «Епифанские шлюзы» (повесть 1927), «Ямская слобода» (повесть, 1927), «Антисексус» (1928), «Сокровенный человек» (1928), «Город Градов» (повесть, 1928), «Впрок» (1931), «Река Потудань» (повесть, 1937), «Джан» (опубл. 1964), «Котлован» (повесть, опубл. 1969), «Чевенгур» (опубл. 1972, на родине впервые 1988), «Счастливая Москва» (30-е гг., не оконч., опубл. 1991), «Ювенильное море» (опубл. 1979, на родине впервые 1987), статьи о литературе и др. Все биографии русских писателей по алфавиту: А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я Десятка самых популярных биографий: |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.