|
Биография, Платонов Андрей Платонович (Климентов). Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.Материал № 1 Материал № 2 Материал № 3 Платонов, Андрей Платонович (псевд. Андрея Платоновича Климентова) (1899-1951). Видный рус. сов. прозаик и критик, более известный произв. др. жанров; ныне признан как классик отечественной лит-ры первой половины 20 в., до конца 1980-х гг. практически не известный у себя на родине. Род. в Воронеже, начал трудовую деятельность с 15 лет, участвовал в Гражданской войне; окончив Воронежский политех. ин-т, работал мелиоратором и электрификатором сельского хозяйства, позже переключился на журналистику, сотрудничал в ред. воронежских газет и журналов. В 1927 г. переехал в Москву. После публикации первых сатирических произв. П. его перестали печатать, и он вынужден был для заработка писать лит. критические статьи под псевд. Великую Отечественную войну провел фронтовым корр. газ. «Красная звезда»; после войны тяжело болел, но продолжал работать в обстановке непрекращающейся травли. Тв-во П. лишь хронологически совпадает с сов. периодом, по духу своему представляя резкую оппозицию «генеральной линии» сов. лит-ры. В значительной степени этим объясняется тот факт, что гл. произв. писателя, написанные еще до войны, не увидели свет при жизни автора; отд. произв. выходили на рус. яз. в зап. изд-вах и имели хождение в «самиздате» (далее везде дата первой публикации означает публикацию в СССР). К ним относятся три книги, связь к-рых с НФ и утопией (или антиутопией, что в данном контексте одно и то же), хотя и опосредованна, своеобразна, но сомнений не вызывает: роман «Чевенгур» (фрагм. 1929 «Происхождение мастера»; 1988), повести «Ювенильное море» (рук. 1934; 1986) и «Котлован» (рук. 1929-30; 1973 США; 1987); изд. в одном томе «Котлован. Ювенильное море» (1987). Известную «ирреальность» происходящему у П. сообщают не место и время действия (подчеркнуто конкретные и достоверные), а персонажи; подобно голографическим объектам, они отделены от фона, хотя и не оторваны от него совсем. Чевенгурская коммуна, начавшая с того, что расстреляла всех домовладельцев, как «пережитков прошлого», а потом принципиально отказалась трудиться (ибо и труд уступка «побежденному капиталу»), заражена демагогической трескотней «революционных» фраз, значения к-рых чевенгурцы не понимают (или, что хуже, воображают, что понимают). Раньше др. классика антиутопии Д. Оруэлла П. впечатляюще продемонстрировал значение и возможности идеологически исковерканого языка в укреплении тоталитаризма (см. Лингвистика). Еще более мрачен колорит «Котлована»: гигантская яма, к-рую, невзирая на все лишения, копают для будущего прекрасного общежития (и к-рая становится могилой для умершей девочки, вызывающей несомненные ассоциации с утопией, построенной на «дет. слезинке», у Ф. Достоевского), превращается в ясный и худож. выпуклый символ. Псевдооптимистический финал «Ювенильного моря» тоже можно читать как горькую издевку над благими намерениями очередных строителей человеческого счастья (см. Оптимизм и пессимизм). В целом, утопии-антиутопии П., как и ряд произв. М. Булгакова и Е. Замятина, своим отрицанием казарменного социализма, порождающего огромные могилы-общежития, являли собой наст. духовное сопротивление тоталитарному режиму. Значительно меньше вопросов вызывает жанровая принадлежность др. произв. П.: повесть «Эфирный тракт» (рук. 1926-27; 1968), р-зов «Лунная бомба» (1921) и «Потомки Солнца» (1926) относятся к традиционной «космич.» НФ (см. Космические полеты, Луна, Освоение космоса); объединены в сб. «Потомки солнца» (1987). В. Р. Лит.: Все биографии русских писателей по алфавиту: А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я Десятка самых популярных биографий: |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.