|
Биография, Веневитинов Дмитрий Владимирович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.Материал № 1 Материал № 2 Материал № 3 Веневитинов, Дмитрий Владимирович поэт, р. 1805 г. 14 сентябрь, в СПб. 15 марта 1827 г. Русский биографический словарь (1896—1918, изд. Русского исторического общества, 25 тт., неоконч.; издание осуществлялось вначале под наблюдением А. А. Половцова [Половцева; 1832—1909], который был председателем Общества с 1978 г.) Веневитинов, Дмитрий Владимирович (18051827) поэт-философ. Род. в Москве, в богатой дворянской семье; дом его матери славился в Москве как артистический салон. Первыми опытами В. являются переводы из Вергилия и Горация. Более зрелые произведения относятся к 1822. Тогда же В. стал посещать Московский ун-т. В 1825 он поступил в Московский архив коллегии иностранных дел, откуда в конце 1826 перевелся в Петербург. Преждевременная смерть не дала В. возможности развернуть своих способностей, и его наследие заключает лишь несколько десятков оригинальных и переводных поэтических произведений и несколько философских набросков и критических статей. Значение В. в том, что он явился представителем философского течения в рус. поэзии, как Боратынский, позднее Ф. И. Тютчев и В. С. Соловьев. Будучи приверженцем философского идеализма Шеллинга, В. должен быть признан первым поэтом «философского романтизма» на русской почве. Наряду с темами романтической грусти и русской старины, значительное место в поэзии В., а тем более в его философских рассуждениях, занимают проблемы «золотого века», к которому «стремится история человечества», взаимоотношений философии и искусства и, в особенности, тема поэтического призвания и служения. В стороне от этого круга стоит тема безнадежной любви и преждевременной смерти, вызванная в творчестве В. обстоятельствами его личной жизни и получившая в его стихах модную в то время байроническую окраску. Фактура стиха (преимущественно четырехстопного ямба) у В. не очень богата и мало чем выделяет его из общего ряда поэтов 20-х гг. Придерживаясь в области политических взглядов неопределенного либерализма (тема «свободы» подчас мелькает в стихах В.) и отдавши дань общественному порыву в преддекабрьские дни 1825, В. и его друзья («архивные юноши») кн. В. Ф. Одоевский, H. M. Рожалин, И. В. Киреевский и другие преимущественно интересовались проблемами философскими, разрешая их в духе Шеллинга и ставя во главу угла «самопознание». В. был вдохновителем содружества «любомудров», повлиявшего, по мнению некоторых исследователей, на миросозерцание Пушкина; в кружке этом формировались мнения, легшие в основу учения славянофилов. Когда славянофильская группа в 1826 затеяла издание журнала «Московский Вестник», В. принял в нем самое деятельное участие. Крупнопоместный дворянин по происхождению, воспитанию и общественной среде, В. отобразил в своих теоретических взглядах и творчестве настроения и идеологию московского культурного барства, переходившего, после крушения декабризма, к романтическому прекраснодушию и славянофильскому национализму. Лучшим изданием сочинений В. является редактированное А. П. Пятковским (1882). Лит.:Пятковский А. П., Кн. В. Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов, СПб, 1901; Бобров Е., Литература и просвещение в России 19 века, тт. I и II, Казань, 190102; Замотин И. И., Романтизм 20-х годов XIX столетия в русской литературе, Варшава, 1903, 2-е изд., 2 тт., СПб, 191113; Котляревский Н. А., Старинные портреты, СПб, 1907; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский, т. I, M., 1913; Фатов Н., Любовь и смерть Д. Веневитинова, «Русский Фил. Вестник», No 34, 1914; Литературный Музеум, I, под редакцией А. С. Николаева и Ю. Т. Оксмана, Петроград, 1921 (цензурные материалы о Д. Веневитинове); Стратен В. В., Д. В. Веневитинов и «Московский Вестник», «Известия 2 Отделения Российской Академии Наук», 1924, т. XXIX, Ленинград., 1925. И. Троцкий. Веневитинов, Дмитрий Владимирович [18051827] поэт. Из старинной и богатой дворянской семьи. Рос в атмосфере независимого, крупного московского барства. Получил хорошее домашнее образование. Слушал лекции в Московском университете. По сдаче университетских экзаменов поступил на службу в Архив коллегии иностранных дел. На почве увлечения философией Шеллинга стал вместе с кн. В. Ф. Одоевским во главе первого русского философского кружка «любомудров», к которому примыкали многие товарищи и сослуживцы В. (так наз. «архивные юноши»). Наряду с философией члены кружка занимались литературой, усматривая в ней наиболее верное средство к личному и национальному «самопознанию». Пушкин, по возвращении из ссылки [1826], сблизился с В., которому он приходился дальним родственником, и его друзьями представителями московской «лит-ой аристократии», одинаково враждебной и охранительным тенденциям стародворянского классицизма и стремительному «романтизму» издателя «Московского телеграфа», «купца» Полевого. При ближайшем участии Пушкина В. и его друзьями начал издаваться с 1827 журнал «Московский вестник» (см.), в основу которого была положена написанная в духе «любомудрия» программная статья В. «Несколько мыслей в план журнала». Ранняя смерть В. помешала ему развернуть свои блестящие дарования. Лит-ое наследие его невелико: около сорока оригинальных и переводных стихотворений, несколько лирико-философских отрывков в прозе, набросок романа, три-четыре критических статьи (среди последних статья о 1-й главе «Евгения Онегина» была высоко оценена самим Пушкиным). В своих теоретических высказываниях В. убежденный проповедник изучения немецкой литературы, в частности Гете, противопоставляемого им «условным оковам и невежественной самоуверенности французов», и первый в России теоретик «философского романтизма». Однако воплотить эти начала в своем поэтическом творчестве В. удалось в слабой степени: полного расцвета на русской почве они достигают значительно позднее в философской лирике Тютчева (см.). Культ дружбы, страстной любви, поэзии и поэта, противопоставляемого «толпе бездушной и пустой», таковы наиболее типичные мотивы стихов В., по своим чисто стиховым качествам весьма примечательных для двадцатилетнего поэта, но в общем не выделяющих его из общего русла поэзии 20-х гг. Не остался В. чужд и вольнолюбивым тенденциям эпохи декабристов в окраске зачаточного славянофильства (стихотворение «Новгород»), однако они также не получили в его творчестве значительного развития. Обстоятельства личной жизни безнадежная влюбленность, обаяние, которое оказывал он на своих друзей писателей, безвременная смерть все это окружило его особым романтическим ореолом, сделало живой легендой русской литературы. Этому, а также тем обещаниям, которые подавал высокоодаренный юноша, больше чем осуществлениям, обязан он широкой известностью, какою пользовались его имя и его поэзия. Библиография: I. Полн. собр. сочин., под ред. Пятковского, СПб., 1862 (лучшее из имеющихся изданий). Неизданные стихи В. опубликованы в газ. «День», СПб., 1913 (приложение к No 219) и журн. «Солнце России», No 26/177, СПб., 1913 и «Русская старина», апрель, СПб., 1914. II. Кошелев А. И., Литературные записки, Берлин, 1884; Барсуков Н., Жизнь и труды Погодина, СПб., 18881899 (см. по указателю при последнем XXII т.); Пятковский А. П., Кн. Одоевский и Веневитинов, 3-е изд., СПб., 1901; Бобров Б., Литература и просвещение в России XIX в., т. I, Казань, 1901; Котляpевский H., Старинные портреты, СПб., 1907; Бобров Е., Философия в России, сб. II и Известия отделения русск. яз. и словесн., т. XV, кн. 1, СПб., 1910; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма, кн. В. Ф. Одоевский, т. ², М., 1913; Шпицеp С., Материалы для биографии Веневитинова, «Голос минувшего», No 1, 1914; Оксман Ю., Цензурные материалы о Веневитинове, «Лит-ый музеум», I, П., 1921; Стратен В. В., Веневитинов и «Московский вестник», Известия отделения русск. яз. и словесн. Р. А. Н., т. XXIX, Л., 1924. Д. Благой. "Литературная энциклопедия" (т. 1—9, 11, 1929—39, неконч.). Все биографии русских писателей по алфавиту: А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я Десятка самых популярных биографий: |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.