|
Сочинение по литературе. «Я научила женщин говорить.. »(1)«Быть поэтом женщине — нелепость», — утверждает герой одного из стихотворений А. Ахматовой. Действительно, большинство женщин, пишущих стихи, прочно занимали место на периферии: Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Евдокия Растопчина... Те, кого не постигла такая судьба, воспринимались как исключения, подтверждающие правило. Ахматова же сказала о себе не без иронии, но с глубоким основанием. «Я научила женщин говорить». И действительно, после Ахматовой женская душа обрела новые возможности самовыражения. Прежде всего, Ахматова научила женщин говорить о любви — искренне, напряженно, трагедийно. В ее лирике отразились все перипетии этого сложного чувства — ожидание встречи, разлука, измена, переживание разрыва и глубокая тоска: Эта встреча никем не воспета, И без песен печаль улеглась. Наступило прохладное лето, Словно новая жизнь началась. Черную и прочную разлуку Я несу с тобою наравне. Что ж ты плачешь? Дай мне лучше руку, Обещай опять прийти во сне. И через годы об этом чувстве, о глубоких изменениях, порождаемых этим чувством в душе, с той же энергией, с той же открытостью напишет, например, поэтесса Марина Петровых: Назначь мне свиданье на этом свете. Назначь мне свиданье в двадцатом столетии. Мне трудно дышать без твоей любви. Вспомни меня, оглянись, позови! Но Ахматова говорила не только о муке любви, но и о том чувстве просветления и свободы, которое несет преодоление этой муки. Ахматова утверждает необходимость страдания для роста человеческой души. И после Ахматовой об этом писали многие поэтессы, принимая боль и страдание ради нового знания о себе и о мире. Например, Юнна Мориц пишет: Уж точно — не будет больней, Хоть вешай, хоть ставь на костры, Хоть вкладывай тысячи дней Во все мои раны персты... Так в мыслях зайдем далеко, И так высоко вознесемся, Что все прояснится легко. Та же мысль звучит в стихах Бэллы Ахмадулиной: О боль! Ты — мудрость. Суть решений Перед тобою так мелка! И осеняет темный гений Глаз захворавшего зверька. Да, всех простить — вот облегченье! О, всех простить, всем передать, О нежную, как облученье, Испить всем телом благодать. И самое главное, о чем «научила женщин говорить» ахматовская поэзия — о жизни всех людей, о тех страданиях, которые выпадают на их долю. «Я — голос ваш, жар вашего дыханья», — писала Ахматова в одном из своих стихотворений. С этих позиций совиновности и сопричастности была написана ахматовская поэма «Реквием», в которой воссоздан весь ужас, вся безвыходность, пережитые «в страшные годы ежовщины»: Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь. «Реквием» был насильственно извлечен из литературного процесса, но это не значит, что он не был прочитан. Говорить правду в лицо палачам, выражать трагедию поколения в те времена, когда все делают вид, что все благополучно, — этому учились русские поэтессы у Ахматовой. Например, современная поэтесса Наталья Рожкова пишет: Нам стекла под ноги бросали, Но мы продолжали идти, Тогда нас живьем закопали, Чтоб мы не сумели ползти. Когда на двадцатое лето Бульдозер поля распахал, Теперь уж не нам, а скелетам Никто кулаков не разжал. Итак, Ахматова могла сказать о себе с полным правом: «я научила женщин говорить». Без ее произведений вряд ли была бы возможна современная поэзия.
Русские писателиЗарубежные писателиРазное |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.