Сочинение по литературе. Моя любимая книга стихов александра блока

Поэзия Александра Блока — явление удивительное. Именно этот поэт стал наиболее близким мне по духу. Но особенно дорога и понятна мне первая книга его стихов. И это неудивительно: она должна быть близка человеку, начинающему свой путь в мире, ибо именно в ней наиболее четко прослеживается путь познания жизни, путь, полный откровений и разочарований, приближения к идеалу и утраты его, предчувствия счастья и столкновения с ужасами жизни.

В предисловии к собранию своих сочинений А. Блок писал: “Каждое стихотворение необходимо для образования глав; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”: она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни”. Первая книга лирики Блока включает в себя стихотворения 1898—1904 годов.

Первый цикл озаглавлен “Ante lucem” — “До света” или, как переводил это название сам Блок, — “Предрассветное”. В стихах этого цикла еще видна неопытность молодого поэта, но в нем уже формируются многие темы творчества А. Блока. Первая из них — это тема, связанная с образом Гамлета. А. Блок уподобляет себя герою В. Шекспира и говорит о непонимании поэта людьми. С этой темой соседствует мотив противопоставления земного и потустороннего начал в жизни, воспевание бесконечности, пространства и, как это ни странно для молодого поэта, тема упоения смертью:

О, верь! Я жизнь тебе отдам,

Когда бессчастному поэту

Откроешь двери в новый храм,

Укажешь путь из мрака к свету!..

Цикл “Ante lucem” — первый шаг на пути поиска идеала, пока еще неясного (“таинственный, еще невнятный знак...”). Иногда поэту даже кажется, что идеал никогда не явится:

Счастье брезжит нам порою,

Но предназначено — не нам...

Однако уже в стихах этого цикла появляется характерный для всей лирики Блока мотив идеального женского начала (стихи об Офелии, “Твой образ чудится невольно...”, “Слуга — царице” и пр.). Этот мотив в ранний период жизни А. Блока может быть связан с образом Л. Д. Менделеевой, женщины, которая долгое время владела мыслями и чувствами поэта. Итак, стихи первого цикла постепенно подготавливают нас к восприятию цикла второго, центрального цикла первой книги стихов — “Стихи о Прекрасной Даме” (1901—1902).

В цикле “Стихи о Прекрасной Даме” наиболее отчетливо прослеживаются различия и связи между, назовем условно, тремя уровнями стихов А. Блока — уровнем личным, мистическим и словарным.

Личные переживания Блока в этот период связаны с развитием его отношений с возлюбленной. Все стихи, написанные после встречи с Л. Менделеевой, Блок называет “Post lucem” — “После света”. Многие произведения являются откликом на реальные события в жизни поэта, например, стихотворение “Медленно в двери церковные...” связано с встречей Любови Менделеевой в Казанском соборе. Однако любовь к реальной женщине становится не только фактом личной биографии поэта: она воспринимается как момент соприкосновения с великим мистическим образом.

Годы написания второго цикла стихов совпадают по времени с моментом увлечения А. Блоком стихами и идеалистической философией В. Соловьева, которая во многом основывалась на платоновской идее двоемирия: обыденная жизнь — это всего лишь бедное подобие “потустороннего”, “сверхчувственного”. Центральный образ философии Соловьева — Мировая душа, олицетворенное начало вселенной, высшая сила, способная преобразить мир. Мировой душой в поэзии Блока становится символический образ “вечной женственности”, Прекрасной Дамы, который становится божественным предметом поклонения:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

Приход Прекрасной Дамы связан с верой в Бога, но тоже мистическим образом. “Она” у Блока иногда отождествляется с Богородицей, потому что именно Прекрасная Дама дала жизнь Христу. Прекрасная Дама — образ вечный, она соединяет вечным огнем прошлое и будущее, она — высший идеал стремлений художника.

Мир становится интересен для А. Блока только с точки зрения поиска в нем внеземного. Поэту ясно, что с жизнью на земле жизнь души не кончается. Главное — уловить в мире внеземные начала: “последний вздох, и тайный, и бездонный, слова последние, последний ясный взгляд”, “Яркий отблеск неземной”. Воплощением же неземного на земле, опять же становится женщина.

Все эти основные идеи переходят и на третий уровень лирики А. Блока — уровень словарный. Прекрасная Дама, Ты всегда пишутся с большой буквы. Все стихотворения строятся на некоторых опорных словах, которые приобретают символическое значение. Слова “гореть, огонь, пламя” символизируют движение, развитие. Отсюда яркая метафора: жить — гореть. Круг — символ совершенства (“Ты отходишь в сумрак алый, в бесконечные круги...”). Кроме того, круг — это и нимб на иконе, а потому ему придается божественный смысл. Особую символику приобретают цвета. Алый — это цвет Прекрасной Дамы. Окруженная мистическим ореолом, она постоянно пребывает в алом сумраке. Противопоставление алого и синего цветов становится для А. Блока символом противопоставления хаоса и космоса. Красное — непостижимое, движущееся, даже иногда демоническое. Синее — небесное, упорядоченное. Наиболее часто в стихах встречается лазурный цвет. Лазурь символизирует божественное, святое, но к концу цикла этот цвет уже связывается и с земной женщиной, а потом лазурное соединяется с белым и становится символом небесного на земле. Черный цвет — цвет таинственного мрака, неизбежных сумерек, мрака в душе поэта.

7 ноября 1902 года А. Блок получает “Царственный Ответ”: Л. Менделеева соглашается стать его женой. 8 ноября появляется первое стихотворение цикла “Распутья” — “Я их хранил в приделе Иоанна...”.

Цикл “Распутья” включает в себя стихи 1902—1904 годов и является последним циклом первого тома лирики. Его основные темы — непонятость поэта миром, враждебность мира. Если первый цикл — это выход лирического героя в путь, второй — поиск Прекрасной Дамы, то третий — это продолжение пути, но движется герой уже не к, а от идеала.

Мистический мир постепенно снижается до реального, причем реальность наделяется мистическими чертами. Поэт оказывается противопоставлен дьявольскому миру людей:

Никто не слыхал ничего.

Все визжали неистово, как звери.

В лирику Александра Блока проникают и социальные мотивы. Символом враждебного мира становится фабрика. В стихах возникает тема двойника, балагана, театра, обманутого Пьеро (“В час, когда пьянеют нарциссы...”). Меняется и сам словарь. Там, где раньше была встреча, теперь — сон, весна сменяется смертью, свет — белой холодностью. На смену образу Прекрасной Дамы постепенно приходит образ карлика, черного человека, гасящего фонари, паяца. В стихотворения врывается стихия: ветер, метель. Изменился цвет. Преобладает красный — символ смеха, страха, цвет земных ужасов. В белом гробу спит “Она”, голубая мгла отступила далеко-далеко. И именно это подготавливает рождение второго тома лирики А. Блока, во вступлении к которому поэт скажет:

Ты в поля отошла без возврата.

Да святится Имя Твое!



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.