Сочинение по литературе. Помещики в поэме Н. В. Гоголя *Мертвые души*

<Мертвые души> автор назвал поэмой и подчеркнул этим значительность своего творения. Поэма - значительное по объему ли-рико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Это определение (поэма) до сих пор вызывает споры.С выходом в свет сатирических произведений Гоголя в русской реалистической литературе укрепляется критическое направление. Реализм Гоголя в большей степени насыщен обличительной, бичую-щей силой - это отличает его от предшественников и современни-ков. Художественный метод Гоголя получил название критического реализма. Новым у Гоголя является заострение главных черт харак-тера героя, излюбленным приемом писателя становится гипербо-ла - непомерное преувеличение, усиливающее впечатление. Гоголь находил, что сюжет <Мертвых душ>, подсказанный Пушкиным, хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых разнообразных характеров.По словам Герцена, Гоголь обратился <к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кули-сами вдали от дорог и больших городов. Благодаря Гоголю, мы на-конец увидели их... без масок, без прикрас>.Главы о помещиках, которым уделено больше половины перво-го тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточи-тельного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрев;затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакеви-чу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощаю-щий крайнюю степень падения помещичьего класса.Читая <Мертвые души>, мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков: дает описание де-ревни, господского дома, внешнего вида помещика. Далее идет рас-сказ о том, как отнеслись к предложению Чичикова о продаже мертвых душ те или иные люди. Затем изображается отношение Чичикова к каждому из помещиков и появляется сцена купли-про-дажи мертвых душ. Такое совпадение не случайно. Однообразный замкнутый круг приемов позволил художнику выставить напоказ консерватизм, отсталость провинциальной жизни, замкнутость и ограниченность помещиков, подчеркнуть застой и умирание.О <весьма обходительном и учтивом помещике Манилове> мы уз-наем в первой главе, где автор изображает внешность его, особенно глаза - сладкие как сахар. Новый знакомый был без ума от Чичико-ва, <долго жал ему руку и просил убедительно сделать ему честь своим приездом в деревню>. Разыскивая Маниловку, Чичиков спу-тал название и спрашивает мужиков о деревне Заманиловке. Писа-тель обыгрывает это слово: <Деревня Маниловка не многих могла за-манить своим местоположением>. И тут же начинается подробное описание помещичьей усадьбы. <Дом господский стоял одиночкой на юру... открытом всем ветрам...> На покатости горы <были разбро-саны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых ака-ций; ...беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью <Храм уединенного размышления>, пониже пруд, покрытый зеленью...> И наконец, <серенькие бревенчатые избы> мужиков. За этим всем проглядывает сам хозяин - русский помещик, дворянчик Манилов. Бесхозяйственный, дом поставил неудачно, с претензией на европейскую моду, но лишенный элементар-ного вкуса. У этого помещика более двухсот крестьянских изб.Унылость вида маниловского имения дополняет пейзажная за-рисовка: темнеющий в стороне <скучно-синеватым цветом сосно-вый лес> и совершенно неопределенный день: <не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета>. Тоскливо, голо, бес-цветно. Гоголь исчерпывающе раскрыл, что такая Маниловка не-многих могла заманить.Завершает портрет Манилова Гоголь в иронической манере:<черты лица его не лишены были приятности>. Но в эту прият-ность, казалось, <чересчур было передано сахару>. Сахар - деталь, указывающая на слащавость. А затем уничтожающая характерис-тика самого автора: <Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан>.Маниловлишен хозяйственной сметки. <Когда приказчик гово-рил: <Хорошо бы, барин, то и то сделать>, <Да, недурно>, - отве-чал он обыкновенно>. Манилов не вел хозяйство, плохо знал своих крестьян, и все приходило в упадок, зато он мечтал о подземном ходе, о каменном мосте через пруд, который две бабы переходили вброд, да с торговыми лавками по обеим сторонам его.Пристальный взгляд писателя проникает в дом Манилова, где царила та же нераспорядительность и отсутствие вкуса. Некоторые комнаты были без мебели, два кресла в кабинете хозяина обтянуты рогожей. В кабинете были горки золы на подоконнике, книга, от-крытая на 14-й странице уже в течение двух лет, - единственное свидетельство о труде хозяина в кабинете.Госпожа Манилова достойна своего супруга. Жизнь ее посвяще-на слащавому сюсюканью, мещанским сюрпризикам (бисерный че-хольчик на зубочистку), томным длинным поцелуям, а хозяйство для нее - низкое занятие. <Манилова так хорошо воспитана>, - язвительно замечает Гоголь.Характер Манилова выражается в особой манере говорить, в буре слов, в употреблении деликатнейших оборотов речи: позвольте вам не позволить этого, нет уж, извините, не допущу пройти поза-ди такому приятному и образованному гостю. Прекраснодушие Ма-нилова, незнание им людей выявляется в оценке городских чинов-ников как людей <препочтеннейших и прелюбезнейших>. Шаг за шагом Гоголь неумолимо обличает пошлость пошлого человека, иронию постоянно сменяет сатирой: <На столе русские щи, но от чистого сердца>, дети - Алкид и Фемистоклюс, названы именами древнегреческих полководцев в знак образованности родителей.Во время разговора о продаже мертвых душ выяснилось, что очень многие крестьяне уже умерли (вероятно, несладко им жилось у Манилова). Сначала Манилов не может уразуметь сути чичиков-ской затеи. <Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предло-жить вопрос, а какой вопрос - черт его знает. Кончил он наконец тем, что выпустил опять дым, но только уже не ртом, а через носо-вые ноздри>. Манилов проявляет <заботу о дальнейших видах Рос-сии>. Писатель характеризует его как пустого фразера: куда ему до России, если он не может навести порядок в собственном хозяйстве.Чичикову без труда удается убедить друга в законности сделки, и Манилов, как помещик непрактичный, неделовой, дарит Чичикову мертвых душ и берет на себя расходы по оформлению купчей.Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоя-щих чувств. Он сам <мертвая душа>, обреченная на гибель так же, как и весь самодержавно-крепостнический строй России. Маниловы вредны, социально опасны. Каких же последствий для экономичес-кого развития страны можно ждать от маниловского хозяйствова-ния!Помещица Коробочка бережлива, <набирает понемногу деньжо-нок>, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домо-витость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер <дубиноголовой> помещицы, относя-щейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.За Коробочкой в гоголевской галерее уродов следует Ноздрев. В отличие от Манилова, он неугомонный, юркий, бойкий, но его энергия растрачивается по пустякам в шулерской картежной игре, в мелких пакостях лжи. С иронией называет Гоголь его <в некото-ром отношении историческим человеком, потому что где бы ни был Ноздрев, не обходилось без историй>, т. е. без скандала. Автор воз-дает ему по заслугам устами Чичикова: <Ноздрев человек - дрянь!> Он прокутил все, забросил имение и обосновался на ярмар-ке в игровом доме. Подчеркивая живучесть ноздревых в русской действительности, Гоголь восклицает: <Ноздрев долго еще не выве-дется из мира>.Свойственное Коробочке накопительство превратилось у прак-тичного помещика Собакевича в подлинное кулачество. На крепост-ных он смотрит только как на рабочую силу и, хоть поставил му-жикам избы, на диво срубленные, сдерет с них три шкуры. Некото-рых крестьян он перевел на денежно-оброчную систему, выгодную помещику. Образ Собакевича создан в излюбленной гиперболичес-кой манере Гоголя. Его портрет, в котором дано сравнение с медве-дем, обстановка в доме, резкость отзывов, поведение за обедом - во всем подчеркнута животная сущность помещика.Собакевич быстро раскусил затею Чичикова, понял выгоду и за-ломил по сто рублей за душу. Прижимистый помещик сбыл мерт-вых душ с выгодой для себя, да еще и надул Чичикова, подсунув ему одну особу женского пола. <Кулак, кулак, да еще и бестия впридачу!> - так характеризует его Чичиков. Собакевич приспосабливается к капиталистическим условиям жизни.Впервые увидев Плюшкина, Чичиков <долго не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было со-вершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на го-лове колпак, который носят деревенские дворовые бабы, только голос показался ему несколько сиплым для женщины: <Ой баба! - подумал он про себя и тут же прибавил: <Ой нет!> <Конечно баба!> Чичикову и в голову не могло прийти, что это русский барин, поме-щик, владелец крепостных душ. Страсть к накоплению неузнавае-мо изуродовала Плюшкина; он копит только ради накопительства... Крестьян он заморил голодом, и они <мрут, как мухи> (за три года 80 душ). Сам он живет впроголодь, одевается, как нищий. (По меткому слову Гоголя, Плюшкин превратился в какую-то прореху на человечестве.) В эпоху роста денежных отношений хозяйство Плюшкина ведется по старинке, основано на барщинном труде, хо-зяин собирает продукты и вещи, бессмысленно накапливает ради накопления. Разорил крестьян, губя их непосильной работой. Плюшкин копил, и все, что он собирал, гнило, все обращалось в <чистый навоз*. Расхищение народного труда автор разоблачает в главе о Плюшкине даже с большей силой, чем в главе о Ноздреве. Такой помещик, как Плюшкин, не может быть опорой государства, двигать вперед его экономику и культуру. И писатель горестно вос-клицает: <И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог сни-зойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком>.Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретны-ми чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий куль-турный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремле-ние к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравст-венная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуа-тации крестьянства. Произведение Гоголя ошеломило прежде всего правящие круги и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство - лучшая часть населения России, страстные пат-риоты, опора государства. Гоголь образами помещиков развеял этот миф. Герцен говорил, что помещики <проходят перед нами без масок, без прикрас, льстецы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих врагов, пьющие жизнь и кровь народа... <Мертвые души> потрясли всю Россию>.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.