Сочинение по литературе. Сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»

В романе Ивана Александровича Гончарова «Обыкновенная история» показано своеобразное противостояние двух героев стоящих на одной социальной ступени, больше того, они родственники. Интересно наблюдать, как Петр Иваныч охлаждает романтизм и прекраснодушие племянника. Кажется, автор полностью на стороне здравомыслящего Адуева-старшего, почему же в конце романа герои поменялись местами? Что это, путаница мыслей автора или удачный художественный прием? Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, полный романтических мечтаний и помыслов вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. «Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности»,— восклицает он. Этот «желторотый птенец идеалист» вызвал на бой не кого-нибудь, а весь мир зла. Тонкая ирония Гончарова, с которой в начале романа он описывает юного героя — его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу Поспелову, первые робкие шаги в Петербурге,— именно этот насмешливый взгляд автора на своего героя делает Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход борьбы племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, писатели не относятся с иронией. Вот Адуев-старший — владелец фарфорового завода, чиновник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний преуспевающий господин. Гончаров наделяет его юмором и даже сарказмом, сам же относится к нему серьезно. Это заставляет думать, что он истинный герой романа, которого автор берет за образец для подражания- Два этих характера были ярчайшими типами своего врем ни. Родоначальником первого явился В. Ленский, второго" Е. Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Гончарову очень хочется взять себе в образец Петра Иваны - человека «живого дела», и не только себе, но и предложить вниманию читателя именно в качестве образца. С каким блеском написаны диалоги дядюшки и племянника! спокойно, уверенно, безапелляционно разбивает Петр Иваныч ого горячего, но не вооруженного логикой Александра! И каждая критическая фраза дяди убийственна, неотразима оттого, что я говорит правду, тяжелую, обидную и беспощадную, но правду. Вот он высмеивает «вещественные знаки невещественных отношений» — колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу Сашеньке... «И это ты вез за тысячу пятьсот верст?.. Лучше бы привез еще мешок сушеной малины»,— советует дядя и швыряет в окно бесценные для племянника символы вечной любви. Александр уверен, что он не забудет любимую никогда. Но оказался прав дядя. Прошло совсем немного времени, и Адуев-младший влюбился в Наденьку Любецкую со всем пылом молодого романтического сердца, безотчетно, бездумно! И Сонечка забыта, даже имени ее не произносит Александр. Любовь к Наденьке поглощает его целиком. Дядя твердит о работе, но как можно о ней думать, когда Александр все дни проводит за городом у Любецких. Ах, дядя, у него на уме одно дело! Как у него язык поворачивается учить племянника, что Наденька, это божество и совершенство, может его «надуть». «Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность...» Тяжело!.. Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получил отставку. Адуев-младший терпит крах решительно во всем — в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Все, решительно все, чему учили его учителя и книги, все оказалось вздором и разлетелось под «железной поступью» трезвого рассудка и практического дела. В самой напряженной сцене романа, когда Александр, доведенный до отчаяния, запил, опустился, воля его подавлена, .исчез полностью интерес к жизни. Дядя парирует лепет племянника: «Чего я требовал от тебя — не я все это выдумал». «Кто спрашивает его жена.— Век». Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра. Веление века! «Посмотри-ка,— взывает он,— на нынешнею молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со ем этим вздором, что на вашем старом языке называется страданиями... и черт знает что еще!» Вот это кульминационная точка романа! Интересно говорит Адуев-старший и о чувствах, отвечая на реплику Александ: «По-вашему, и чувством надо управлять, как паром, то вытащит немного, то вдруг остановить, открыть клапан или крыть...» «Да, этот клапан природа недаром дала человеку это рассудок», — отвечает Адуев-старший. На протяжении всего романа читатель следит за этими двумя способами проживания жизни — чувством и рассудком. По рою кажется, что Гончаров в самой категорической форме советует жить только разумом. В фигуре Адуева-старшего Иван Александрович чувствовал нового человека и возлагал на него надежды. Кто же такой Петр Иваныч Адуев, этот образец для подражания, человек трезвого ума? Он человек нового уклада — капиталист, ставящий во главу угла дело и расчет. Он постоянно произносит эти слова: расчет в деле, в дружбе, в любви. С чувством бесспорного превосходства, с высоты своего возраста и опыта, знания жизни, сокрушает дядя наивную и чистую душу племянника, его веру «в совершенство мира». Адуев-младший опускается до самого жалкого состояния и доходит до попытки самоубийства. Гончаров не щадит своего героя — развенчивает полностью. Веришь писателю — именно так и бывает с разочаровавшимися в жизни людьми. Александр взывает о помощи, и дядя советует: «Что делать? Да... ехать в деревню». И проклиная город, где он похоронил лучшие чувства и мечты, Александр возвращается домой. Дядя одержал полную победу. Но напрасно Александр едет в деревню, надеясь на воскрешение, оно невозможно, теперь можно ждать только преображения. И оно происходит. Александр вдруг понимает, что «дядюшка ничем не лучше его», теперь он возвращается в Петербург делать «фортуну и карьеру». Что же произошло с Александром? Наивный, чистый провинциал-идеалист становится циником, но таков логический конец человека, входящего в жизнь с надуманными представлениями о ней. «Сначала он разбивает свой идеальный лоб о реальные острые углы жизни, потом этот лоб твердеет, и на нем вырастает твердый нарост, человек становится носорогом». А каковы же плоды победы Адуева-старшего, любимого героя автора? Человек реального взгляда на вещи сначала духовно убивает своего племянника, который по-своему был даже мил его сердцу, и чуть не довел до чахотки любимую жену Лизавету Алексеевну. В конце романа он собирается продать завод, мечтает об одном — уехать в Италию, где, может ему удастся продлить жизнь своей жене, я племянник поменялись ролями. Дядя Гончаров, доказывающий нам преимущества трезвого ума, а не расчета, «криком кричит» о том, что любовь к людям дела » выше них. Писатель не видел в свое время выхода из этой драматической ситуации: возможность сочетать большое дело с истинно человеческой сущностью. Мир предпринимательства жесток. Прочитав роман, поражаешься провидению автора, его произведение актуально и сейчас, спустя сто пятьдесят лет после написания. Вряд ли эта проблема решится легко и однозначно в дальнейшем. Жизнь, к сожалению, только подтверждает это правило.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.