Сочинение по литературе. Век * нынешний * и век * минувший * в комедии грибоедова * горе от ума *

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший

Свежо предание , а верится с трудом .

А . С . Грибоедов

" Горе от ума " одно из самых злободневных произведений русской драматургии . Проблемы , поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет .

" Горе от ума " - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России , о путях обновления , переустройства ее жизни . С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические , моральные и культурные проблемы эпохи .

Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века " нынешнего " и века " минувшего " . Границей между ними , на мой взгляд , является война 1812 года - пожар Москвы , разгром Наполеона , возвращение армии из заграничных походов . После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря . Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова , Скалозуба и других , и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого . В комедии ясно показано , что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.

В восторженных рассказах Фвмусова и обличительных речах Чацкого автор создает образ 18го , " минувшего " века . Век " минувший " и является идеалом фамусовского общества , ведь Фамусов - убежденный крепостник . Он готов из - за любого пустяка сослать в Сибирь своих крестьян , ненавидит просвещение , пресмыкается перед начальством , выслуживаясь как может для получения нового чина . Он преклоняется перед дядей , который " на золоте едал " , служил при дворе самой Екатерины , ходил " весь в орденах " . Разумеется , что свои многочисленные чины и награды он получил не верной службой отечеству , а выслуживаясь перед императрицей . И этой гнусности он старательно учит молодежь :

Вот то-то , все вы гордецы !

Спросили бы , как делали отцы ?

Учились бы , на старших глядя .

Фамусов хвастается как собственным полупросвещением , так и всего сословия , к которому он принадлежит ; хвастая тем , что московские девицы " верхние выводят нотки " ; что дверь у него отперта для всех , как званых , так и незваных , " особенно из иностранных " .

В следующей " оде " Фвмусова - хвала барству , гимн раболепной и корыстной Москве :

Вот например , у нас уж исстари ведется ,

Что по отцу и сыну честь :

Будь плохонький , да если наберется

Душ тысячки две родовых - тот и жених !

Приезд Чацкого встревожил Фамусова : от него жди только неприятностей . Фамусов обращается к календарю . Это для него священнодействие . Принявшись за перечисление грядущих дел , он приходит в благодушное настроение . В самом деле , предстоит обед с форелями , погребение богатого и почтенного Кузьмы Петровича , крестины у докторши . Вот она , жизнь русского дворянства : сон , еда , развлечения , опять еда и снова сон .

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - " и золотой мешок и метит в генералы " Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды . На первый взгляд , его образ карикатурен . Но это не так : исторически он вполне правдив . Как и Фамусов , полковник руководствуется в своей жизни философией и идеалами века " минувшего " , но в более грубой форме . Цель своей жизни он видит не в службе отечеству , а в достижении чинов и наград , которые для военного , по его мнению , более доступны :

Довольно счастлив я в товарищах моих ,

Вакансии как раз открыты :

То старых выключат иных ,

Другие , смотришь , перебиты .

Чацкий характеризует Скалозуба так :

Хрипун , удавленник , фагот ,

Созвездие маневров и мазурки .

Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента , когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым .

На мой взгляд , Фамусову и Скалозубу в описании барской Москвы принадлежит первое место . Люди Фамусовского круга - эгоисты и корыстолюбцы . Все свое время они проводят в светских развлечениях , пошлых интригах и глупых сплетнях . Это особое общество имеет свою идеологию , свой быт , взгляды на жизнь . Они уверены , что нет другого идеала , кроме богатства , власти и всеобщего уважения . " Ведь только здесь еще и дорожат дворянством " , - говорит Фамусов о барской Москве . Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает , куда ведет Россию господство фамусовых .

Свои разоблачения , он вкладывает в монологи Чацкого , который обладает острым умом , быстро определяет суть предмета . Для друзей и для врагов , Чацкий был не просто умным , а " вольнодумцем " , принадлежащим к передовому кругу людей . Думы , волновавшие его , тревожили умы всей прогрессивной молодежи того времени . В Петербург Чацкий попадает тогда , когда том зарождается движение " либералистов " . В этой обстановке , по - моему складываются взгляды и стремления Чацкого . Он хорошо знает литературу . До Фамусова дошли слухи , что Чацкий " славно пишет , переводит " . Такое увлечение литературой было характерно для свободомыслящей дворянской молодежи . Вместе с тем Чацкого увлекает и общественная деятельность : мы узнаем про его связь с министрами . Полагаю , он успел побывать даже в деревне , ведь Фамусов утверждает , что он там " наблажил " . Можно предположить , что эта блажь означала хорошее отношение к крестьянам , возможно , кое - какие хозяйственные реформы . Эти высокие стремления Чацкого являются выражением его патриотических чувств , вражды к барским нравам и крепостному праву в целом . Думаю , не ошибусь , предположив , что Грибоедов впервые в русской литературе раскрыл национально - исторические истоки русского освободительного движения 20х годов 19 века , обстоятельства формирования декабризма . Именно декабристское понимание чести и долга , общественной роли человека противопоставлены рабской морали фамусовых . " Служить бы рад , прислуживаться тошно " , - заявляет Чацкий подобно Грибоедову .

Так же , как и Грибоедов , Чацкий является гуманистом , защищает свободы и независимость личности . Крепостническую основу он резко разоблачает в гневной речи " о судьях " . Здесь Чацкий обличает ненавистный ему крепостной строй . Он высоко оценивает русский народ , говорит о его уме , свободолюбии , и это , на мой взгляд , тоже перекликается с идеологией декабристов .

Мне кажется , что в комедии есть идея самостоятельности русского народа . Низкопоклонство перед всем иностранным , французское воспитание , обычное для дворянской среды , вызывают резкий протест Чацкого :

Я одаль воссылал желанья

Смиренные , однако вслух ,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого , рабского , слепого подражанья ;

Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с душой ;

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать как крепкою вожжой ,

От жалкой тошноты по стороне чужой .

Очевидно , что Чацкий в комедии не одинок . Он выступает от имени всего поколения . Возникает закономерный вопрос : кого же имел в виду герой под словом " мы " ? Вероятно , молодое поколение , идущее другим путем . То , что Чацкий не одинок в своих взглядах , понимает и Фамусов . " Нынче пуще , чем когда , безумных развелось людей , и дел , и мнений ! " - восклицает он . У Чацкого преобладает оптимистическое представление о характере современной ему жизни . Он верит в наступление новой эры . Чацкий с удовлетворением говорит Фамусову :

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший :

Свежо предание , а верится с трудом .

Еще совсем недавно " прямой был век покорности и страха " . Нынче пробуждается чувство личного достоинства . Не все хотят прислуживаться , не каждый ищет покровителей . Возникает общественное мнение . Чацкому кажется , что наступило время , когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения , появления новых гуманных идей . Борьба против фамусовых в комедии не завершилась , потому что и в реальной действительности она только началась . Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения . Очень верно заметил Гончаров : " Чацкий неизбежен при смене одного века другим . . Чацкие живут и не переводятся в русском обществе , где длится борьба свежего с отжившим , больного со здоровым."



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.