Сочинение по литературе. Москва в лицах в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия Грибоедова является первым реалистическим произведением в русской литературе. И хотя в пьесе немало элементов классицизма, таких как сохранение системы амплуа, говорящие фамилии, единство времени, места и действия, мы по праву можем назвать “Горе от ума” новаторской комедией, в которой представлены типичные образы типичных русских людей того времени, то есть первой четверти XIX века.

Грибоедов, раскрывая образы героев своей пьесы, используя диалоги и другие, на первый взгляд, незначительные детали, шаг за шагом показывает картину жизни Москвы начала XIX века.

Реально изображая ее жителей, их взгляды и интересы, автор воссоздает быт и нравы русского дворянства. С первых строк пьесы мы попадаем в дом одного из уважаемых людей московского общества - чиновника Фамусова — и окунаемся в размеренную жизнь, наполненную никчемными событиями, важнейшие из которых - обед у Прасковьи Федоровны и крестины у вдовы докторши. Вспоминая давно ушедшие времена (“Тогда не то, что ныне, при государыне служил Екатерине”), Фамусов боится наступающих перемен и пытается всячески препятствовать им (“Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам”). Сталкиваясь с Чацким, проповедником нового мышления, он наставляет его: “Именьем, брат, не управляй оплошно, а, главное, поди-тка послужи”. Он пытается внушить ему свои идеи, образумить старого знакомого, направить “на путь истинный”, ставя в пример своего дядю Максима Петровича, который хоть “на золоте едал” и у которого “сто человек к услугам”, но “когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Однако, видя бессмысленность своей затеи, Фамусов признает Чацкого опасным человеком, и с этого момента он является для него представителем другого, совершенно чуждого ему лагеря.

Мы знакомимся в комедии еще с одним представителем фамусовской Москвы - полковником Сергеем Сергеевичем Скалозубом. И хотя он раскрыт и представлен автором не так глубоко, как Фамусов или Чацкий, однако это, тем не менее, яркий представитель фамусовского общества. Его не может интересовать решительно ничего, кроме военной муштры и продвижения по службе. У него единственная цель в жизни - “Мне только бы досталось в генералы”. Любые разговоры сводятся к муштре и всяческим запретам:

Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий, Там будут лишь учить по-нашему: раз, два, А книги сохранят так: для больших оказий.

Как видим, Скалозуб - ярый противник просвещения, он видит в нем ненужное занятие. И хотя сам по себе полковник - человек простоватый и незлобный, но его грубость и необразованность лишают его всякой привлекательности для читателя.

Еще одна интересная фигура в доме Фамусова - его секретарь Мол-чалин. Серая мышь, готовая “угождать всем людям без изъятья”. Безропотный и безмолвный, “не смеющий своего сужденья произнесть”, он обладает двумя великими талантами - “умеренностью и аккуратностью”. Тихий и незаметный, Молчалив, являясь порождением фамусовской Москвы, незаменим для нее. Он опасен ничуть не меньше, чем Фамусов и Скалозуб. За внешней доброжелательностью и покладистостью скрывается трусливый человек, готовый слепо следовать за власть имущими.

Остальные персонажи, которых мы встречаем в доме Фамусова, не менее интересны. Они создают законченную картину жизни московского общества. Это и Наталья Дмитриевна со своим “мужем-мальчиком, мужем-слугой” Платоном Михайловичем, и княгиня Тугоуховская со своими шестью дочерьми, озабоченная лишь тем, как бы выдать их замуж за приличных людей, все достоинства которых заключаются лишь в богатстве, самодурка Хлестова с арапкой-девкой, “лгунишка, картежник, плут” Загорецкий, пустозвон и гуляка Репетилов, господа N. и В. и множество других персонажей, невидимых на сцене, но незримо присутствующих в комедии и играющих немаловажную роль в описании жизни дворянской

Москвы первой четверти ХГХ века, за которой утвердилось такое понятие, как “фамусовская Москва”.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.