Сочинение по литературе. Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Произведение “Горе от ума” было написано в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии - Чацкий - представитель новых идей, но, вместе с тем, в произведении перед нами предстает картина патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. В комедии есть как главные герои, так и второстепенные, а также герои-маски и внесценические персонажи.

Софья - одна из главных героинь комедии. Хотя она и не поддерживает Чацкого, автор не делает ее характер полностью отрицательным. Характер Софьи достаточно противоречив: она по-житейски умна, дает меткие характеристики другим героям, однако ее личные достоинства подавлены обществом, его устоями. Одна из главных тем в произведении — воспитание. Софья была воспитана, как было принято в дворянских домах того времени, на французских сентиментальных романах. Именно оттуда она черпала свою мудрость. Они научили ее чувствовать и не думать при этом. Софья живет по образцам, которые дало ей общество. Она, так же как и Наталья Дмитриевна и княгиня Тугоуховская, хочет найти “мужа-мальчика, мужа-слугу”. И Грибоедову кажется нелепым зависимость мужчин от власти женщин. Они добровольно отдали свою независимость и довольствуются жалкой ролью, которую отвели им их жены. Власть женщин — это отличительная черта фамусовского общества.

Отец Софьи - богатый московский барин. Единственное, что доставляет ему удовольствие, так это еда и праздное времяпрепровождение. Он не очень образован, и была бы его воля, он бы и дочь оставил без образования, однако это не принято в обществе, и Фамусов не может пренебречь законами света. Павел Афанасьевич - один из тузов Москвы. Все богатые и знатные вызывают у него восхищение, причем неважно, как они этого достигли: трудом или “умением подслужиться”.

Одним из таких уважаемых Фамусовым людей является Скалозуб. Он представляет собой яркий пример грубого солдафона, который получил орден за то, что вместе с братом “засели в траншею”. Он говорит, что “счастлив в друзьях ”, которых, “смотришь”, перебьют, и ему достанется заветный генеральский чин. Скалозуб, например, ничего не знает о Настасье Николавне, потому что “с ней вместе не служил”, так он шутит с претензией на оригинальность. Он — военный, но встретить его можно только в светских гостиных. Главное занятие для него - собирание сплетен и танцы. Он стремится доставить другим удовольствие, рассказывая свежие новости. В основном, он грубый и невежественный человек, однако он желанный гость в доме Фамусова, потому что добился высокого положения и потому что не женат.

Важным в галерее лиц является и Репетилов. У него говорящая фамилия, что означает “повторяю”. В чем-то он похож на Чацкого: он повторяет его мысли, идеи, но при этом не верит в них, как Чацкий.

Репетилов посещает Английский клуб, однако для него это только развлечение. Репетилов - двойник Чацкого, но в его устах новые идеи подвергаются сомнению. На свете есть и умные люди, как Чацкий, но есть и пустословы, как Репетилов.

Чацкий в комедии выражает идеи декабристов. Как известно, автор не во всем был согласен с ними, поэтому и пытается показать, что декабристы - это те же Чацкие, которых никто не понимает.

Полная противоположность Чацкому - Молчалин. Он готов всем услужить, угождать тому, кто выше его по рангу, как завещал ему еще отец. Молчалин дошел в своей услужливости до того, что играет роль влюбленного в дочь своего хозяина. Он готов на любые унижения, лишь бы добиться своего. Его истинную сущность видит только Чацкий. В Молча-лине совсем нет искренности. Он - хамелеон. Молчалин приспосабливается к людям и обстоятельствам. После сцены разоблачения у каждого из героев остается по “мильону терзаний”, у Молчалива же их всего на гривенник. Конечно, он будет чувствовать неудобство на первых порах, однако затем он вновь приспособится к новым условиям.

Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Большую роль в этом обществе играют и внесцени-ческие персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. В фамусовском обществе есть и герои-маски. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам. Чацкого возмущает слепое следование всему иностранному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей “числом поболее, ценою подешевле”. Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества - нормальное явление. Здесь встречают людей “по одежке”. Если человек богат, то неважно, что он провел вею жизнь в унижениях. Все фамусовское окружение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они - все эти Фамусовы и моячалины - останутся не у дел. Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества. Ему мстят тем же способом: из него делают шута и посмешище и, я конце концов, объявляют сумасшедшим с легкой руки Софьи. Но она имела в виду любовное сумасшествие, а общество - социальное. “Безумен по всему” - в этом приговор общества устами Загорецкого.

Итак, в “группе из двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”. И пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и “награжденья брать и весело пожить”, пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, - до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, молчаливых и других.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.