|
Сочинение по литературе. ЕсенинЕсенин ""Истоки есенинского творчества, его тематика возникли из народной жизни, жизни самой природы - деревенской жизни. А народ, как и природа, не терпит мертвой формы. И вера для него должна быть живая. Христианство не составляло исключения. Без каких-либо атеистических мыслей мужики рязанской и вологодской губерний называли Николая-Чудотворца Миколой-заступником, а святую Евдокию Евдохой-мокрозадой (из-за дождей). Тем самым у Есенина было в крови живое, природное начало русской деревни. Его поэзия пронизана идеей объединения христианства и мифологии. Его стихи оживляли казавшиеся мертвыми обряды, возвращая христианство к его истокам. Возвращение христианства к породившим его истокам, то есть централизация живой жизни (природы) с вековой культурой или оживление культуры, возвращение ее к живым ийтокам, ее породившим, и есть основная есенинская тема раннего периода. Пахнет вербой и смолою. Синь то дремлет, то вздыхает, У лесного аналоя Воробей псалтирь читает. (Здесь христианство как бы живет в природе.) Пляшет ветер по равнинам Рыжий ласковый осленок. (Оживление сил природы - основная идея язычества [мифологии].) Кто-то в солнечной сермяге На осленке рыжем едет. Прядь волос нежней кудели, Но лицо его туманно. Никнут сосны, никнут ели И кричат ему: "Осанна!" Основная идея есенинского творчества - идея цельного мира. Мира, построенного на всемирной гармонии и переплетении вековых устоев культуры (христианства, языческой Руси, природы вообще). Как раз из слияния этих двух колоссальных основ и рождается философия есенинского творчества, т. е. идея храма всемирной гармонии. Не ветры осыпают пущи, Не листопад златит холмы, С голубизны незримой кущи o Струятся звездные псалмы. Земля и небо у Есенина переплетены. Идея слитности в истоках и всемирной гармонии - центральная есенинская тема. Для поэта природа - храм. Храм живой, но неподвижный, неизменный, неколебимый. Единственной подвижной деталью этого храма является человек. Человек, ничем не связанный ни с одним из миров, не отягощенный никаким материальным и каноническим, устоявшимся (мертвым) грузом. Еду на баркасе, Тычусь в берега... Эта цитата ясно показывает движение человека (автора) в неподвижном мире: человек как бы проплывает между двух основ ("тычусь в берега"), не связанный ни с одной из них и в то же время тесно с ними соприкасающийся. Река здесь - символ жизни. Заунывным карком В тишину болот Черная глухарка К всенощной зовет. Поскольку есенинская философия возвращает все основные духовные понятия к истокам (к природе), постольку в его поэтике их олицетворяют образы самой природы. В цитированном стихотворении, например, смерть во время плавания по реке времени олицетворяет "черная глухарка", зовущая в небытие "тишину болот". Человек у Есенина - странник. Он идет по жизни, переходя, из одного храма в другой, из земного в небесный, соприкасаясь с обоими сразу. oКого жалеть? Ведь каждый в мире странник... Каждый! В том числе и сам поэт, который как бы рожден только для созерцания и приятия мира в его цельности. Отсюда такое удивительное заявление Есенина: "Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть". Странник (а у Есенина в этой роли выступают и Николай-Чудотворец, и сам Христос) в есенинской поэзии - человек всегда страдающий либо готовящийся к страданию. Он открыт к постижению этого истокового понятия. И в революции Есенин видел прежде всего очищение новым, обновление, то есть возвращение к истокам, отбрасывание всего того, что переродилось в мертвую форму. "Люди должны научиться читать забытые ими знаки", "мы верим, что чудесное исцеление родит теперь в деревне еще более просветленное чувствование новой жизни", "звездная книга для творческих записей теперь открыта снова" ("Ключи Марии"). Последние произведения поэта выражают, однако, крах есенинской философии. Жизнь изменилась: пока "странник ходил", она перевернула устои и уничтожила святыни есенинской веры. Не оставила она в прежнем состоянии и самого странника. Хочет он того или нет, но жизнь распоряжается судьбой помимо воли поэта: Смерть в потемках точит бритву. Вот уж плачет Магдалина. Помяни мою молитву, Тот, кто ходит по долинам. Закинутые на самое дно мир и философия в есенинской поэзии рушатся (например, в "Москве кабацкой"), не находя в неподвижности почвы. В том и состоит трагедия Есенина, что поэт со своей идеей "объединения в истоках ради всемирной гармонии" оказался на гребне "эпохи раскола".
Русские писателиЗарубежные писателиРазное |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.