|
Сочинение по литературе. «Я рожден, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей»Лермонтов, как и Пушкин, входит в нашу жизнь с детства и сопровождает нас на всех жизненных дорогах. Многим из нас он помогает найти ответы на вопросы, которые волновали и мучили его, как и нас. Лермонтов рано осознал себя «избранником», человеком загадочной и трагической судьбы: В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье. Природа наградила его гениальным даром, это было ясно всем, кто с ним общался, и ему самому. Юноша Лермонтов верил, что героические личности (и он в том числе) способны разрешить коренные вопросы нравственного и социального устроения мира. Нравственный идеал Лермонтова — гармоничный и совершенный мир, где земное слитно с небесным, духовное с природным, где все полно отрады, красоты, воли: Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит: Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. Лермонтов был тем человеком, который понимал, о чем говорят друг с другом звезды, о чем шелестит «вечно зеленея темный дуб», ему пел неземной «сладкий голос». Чувство единения с природой, понимание природы приносят поэту минуты высочайшей радости и наслаждения. Ему близка и понятна природа средней полосы России и Кавказа, он был очарован Таманью и Пятигорском. Читая лермонтовские описания природы, мы видим торжество его гения, о котором так мечтал поэт. Поэт жаждал света, простоты и сердечности, но в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок: Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы. Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? В этом мире в ответ на откровение души поэта его возлюбленная ... покачала головой, Сказав, что разум болен мой, Желаньем вздорным ослепленный. В этом мире нищему, пользуясь его слепотой, ... кто-то камень положил В его протянутую руку. Между поэтом и действительностью, которая уничтожала и унижала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения. Существующий порядок с его моральными нормами отрицал достоинство личности. Следовательно, нравственной обязанностью поэта, отстаивающего права и свободу, стало полное и бескомпромиссное неприятие враждебного общества. Так возник гордый романтический образ лирики Лермонтова. Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Поэт понимает, что его противостояние с обществом не может разрешиться мирно: Я знал: удар судьбы меня не обойдет; Я знал, что голова, любимая тобою, С твоей груди на плаху перейдет. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе, желание испытать судьбу: Я рожден, чтоб целый мир был зритель Торжества иль гибели моей... Я грудью шел вперед, я жертвовал собой... роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном, с их гордыми и мятежными героями. Однако эти мечты оказываются неисполненными: никто не требует от поэта отваги, самоотдачи. Герой лирики Лермонтова противостоит не только обществу, где правят: ... надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов... но часто самому мирозданию и его творцу. Что же любит поэт? Что приносит утешение его измученной душе? ... я родину люблю, И больше многих: средь ее полей Есть место, где я горесть начал знать; Есть место, где я буду отдыхать, Когда мой прах, смешавшийся с землей, Навеки прежний вид оставит свой. Несмотря на горький жизненный опыт, поэт мечтает о счастье, радости, но не надеется их достичь. Теперь его мечты о том, Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.
Русские писателиЗарубежные писателиРазное |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.