Сочинение по литературе. Поэт лермонтова

"Я здесь был рожден, но не здешний душой..."

Лермонтов - самая загадочная и трагическая фигура в русской литературе. Его жизнь оборвалась в момент наивысшего рассвета творческого дара, в момент грандиозного перехода от поэзии к прозе, от романтизма - к глубокой и всеобъемлющей жизненной философии. Трудные детские и юношеские годы, непонимание со стороны близких ему людей, несчастная любовь, формируя личность Лермонтова-человека, одновременно оказали решающее влияние и на Лермонтова-поэта. В лирических произведениях Лермонтова, как в зеркале, отразилась живая человеческая душа, обуреваемая горечью и состраданием. Романтизм не возвысил и не поэтизировал это живое страдание, но лишь заострил и обнажил чувство отверженности и превосходства над этим миром, чувство, определившее творчество Поэта и судьбу Человека. Поэзия Лермонтова - зеркальное отражение души, романтический герой - зеркальное изображение, точный слепок личности поэта. Эта портретная личность, безусловно, уникальная для русской поэзии той эпохи, наиболее полно выражая авторское "я", в то же время сужает и ограничивает круг тем, обедняет эмоциональную палитру и лишает поэзию той иррациональности и силы воображения, которая помогает поэту отрешиться от собственного "я" и проникнуться ощущением мировой гармонии. Слова Мцыри: "Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть", являются своеобразным авторским эпиграфом Лермонтова к своему поэтическому творчеству. Действительно, в его лирике прослеживается главная, доминирующая тема - тема страдающей, мечущейся души, не находящей отклика и понимания в окружающем мире, души страстной и возвышенной, но не понятой и не принятой временем. Очевидно, что именно нерасчлененное восприятие Лермонтовым человеческой судьбы и поэтического процесса и привела к возникновению в его творчестве образа личного героя - поэта. Слова из пушкинского "Разговора книгопродавца с поэтом" - "Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся" - невозможны для Лермонтова, для которого поэт и человек, судьба и творчество - единое неразрывное целое. Его поэт заявляет:

О нет! Преступною мечтою

Не ослепляя мысль мою,

Такой тяжелою ценою

Я вашей славы не куплю.

Таким образом, Поэт- главный герой лирики Лермонтова. Мир нравственных ценностей его лирического героя, круг проблем, волнующих его, одновременно принадлежит и Поэту.

Отчужденность, непонимание, страдание - вот наиболее характерные черты темы лирического героя. В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение "Смерть поэта", основной мотив которого - страстное обращение к убийцам Пушкина, оклеветавшим и приведшим его к гибели. Стихотворение проникнуто горечью и негодованием.

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он- с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Слова эти звучат трагично. Но...можно ли отнести их к Пушкину? К Пушкину-человеку - быть может, к Поэту - никогда! Ведь в 1836г. уже были произнесены слова:" Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", да и вообще, в полном света и созидания творчестве Пушкина нет "тайной досады" и "напрасной жажды мщения". Ведь даже в "Воспоминании", стихотворении, более всех близком по идейному содержанию к мировосприятию Лермонтова, возникают два ангела, говорящие "о тайнах счастия и гроба".

Таким образом, создавая образ Пушкина, Лермонтов, во-первых, совершенно не расчленяет поэтическое и "земное" в мировосприятии Пушкина, а во-вторых, вольно или невольно наделяет его своими собственными чертами. Пушкинский поэт - мудрец, поэт- созидатель и свободный певец - превращается

Лермонтовым в лицо страдательное, находящееся в полной зависимости от "клеветников ничтожных" и "наперсников разврата". Причем физическая зависимость от них оказывается сильнее духовной свободы. Становится очевидным, что, говоря со светом от имени погибшего Пушкина, он упрекает его (свет) и за несправедливость к себе, за те страдания, которые испытывает он сам. "Неведомый, но милый певец", с которым сравнивается Пушкин, безусловно, дорог Лермонтову. Ленский, воспетый им с такой чудной силой" (Лермонтов, очевидно, не хочет вспоминать о глубокой пушкинской иронии по отношении к этому образу), близок ему и духовно, и идейно. В какой-то степени отождествляя себя с Ленским, Лермонтов позволяет себе такое сравнение и по отношению к Пушкину.

Тема одиночества, непонимания, страдания преломляется различными оттенками во множестве стихотворений. Поэт -"странник в свете безродный", "пленный рыцарь", задыхающийся в железной броне и призывающий смерть узник. Развивая идею стихотворения "Поэт", Лермонтов пишет:

Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,

Как язвы, бойся вдохновенья...

.........................................................................

Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,

С своим напевом заученным,

Как разрумяненный трагический актер,

Махающий мечом картонным...

Лермонтов считает, что в современном ему мире, мире, лишенном духовности и чистоты, поэт "утратил свое назначение". Более того, поэт осмеян толпой, которую тешат блестки и обманы и которой скучен "простой и гордый язык" истинного искусства. Толпа- "чернь простодушная", которая "играючи идет дорогою привычной". (Изображение толпы, слово "играючи" в стихотворении "Не верь себе" перекликаются с пушкинским "... и в детской резвости колеблет твой треножник"). Это безликая и бездумная масса. Позднее пестрая толпа превращается в сборище "приличьем стянутых масок". Жизнь этих масок - блеск, суета и обман - "Маскарад". Лермонтов восклицает:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

Кульминация темы осмеяния и отверженности поэта - в стихотворении "Пророк". Лермонтов говорит о своем даре:

С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Действительно, лермонтовский пророк - Пророк - Судья. В отличие от пушкинского Пророка, который "глаголом жжет сердца людей" и "чувства добрые пробуждает лирой", Пророк Лермонтова указывает людям на страшную пропасть, в которую ведет их порок, безжалостно судит их за грехи.

Некоторые предсказания Лермонтова удивительны. (Например, стихотворение "Предсказание" (Настанет год, России черный год...) или "Сон", в котором он изображает собственную гибель). Но знание, данное ему, было направлено не внешний мир, не на созидание, а, прежде всего, в глубины его души, на познание своего вечно метущегося и страждущего "я":

Для тайных дум я пренебрег

................................................

И пусть любви, и славы путь,

Все, чем хоть мало в свете мог

Иль отличиться, иль блеснуть;

Беднейший средь существ земных

Останусь я в кругу людей,

Навек лишась достоинств их

И добродетели своей!

Лермонтовский поэт боится людей. В отличие от пушкинского пророка, который внемлет единому и неделимому мирозданию, он разделяет мир на природу, несущую в себе естественность и красоту, и "шумный град" людей, извращенных злобой и пороком.

...Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу...

...........................................

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Отсюда - стремление слиться с природой, стать ее частицей.

Для чего я не родился

Этой синею волной?

Как бы шумно я катился

Под серебряной луной...

..........................................

Люди друг к другу

Зависть питают;

Я же, напротив ,

Только завидую звездам прекрасным,

Только их место занять бы желал.

Отсюда - жажда стихии и изображение человеческого общества, своего поколения в виде увядающего "плода , лишенного сока" жизни:

А он, мятежный, просит бури...

......................................................

О, если б взойти удалось мне туда,

Как я бы молился и плакал тогда;

И после я сбросил бы цепь бытия,

И с бурею братом назвался бы я!

(Сравни: В начале поприща мы вянем без борьбы...

Как тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя , ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты- его паденья час!)

Отсюда и символ- одинокий и гордый Утес- поэт.

Укор надежд, укор людей,

Души высокой не печалит,

Пускай шумит волна людей,

Утес гранитный не повалит.

..................................................

Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана...

Лермонтов ищет слово. Ищет плоть, в которую можно заключить мятежный, ищущий бури, страдающий и вечно изменчивый дух своей поэзии. Он боится, что "стихом размеренным и словом ледяным" не сможет выразить то, что рождается в его душе. Поиск слова означает и поиск родной души, которая поймет и полюбит его:

Не встретит ответа

Средь шума и света

Рожденное слово;

Но в храме, средь боя

И где я ни буду,

Услышав, его я

Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,

На звук тот отвечу,

И брошусь из битвы

Ему я навстречу.

В мучительных поисках слова рождалась Поэзия. В недрах творчества рожда-лась новая философия. Философия , которая восстанавливала целостность мира, примиряла со временем, заменяла уязвленное самолюбие и страдающую гордость на любовь и сознание сопричастности всему живому.

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен,

Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,

Но для поэта он не тесен.

***

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

М. Ю. Лермонтов прожил 27 лет, создав за это время прекрасные лирические стихотворения, драмы, великолепную прозу, из которой выросли Достоевский, Тургенев, Толстой. 27 лет - расцвет дара. Что же унес он с собой на звезды?



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.