Сочинение по литературе. Природа в лирике М. Ю. Лермонтова

Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи — рефлексия, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Сознание своей исключительности в мире, где блаженствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, посвященных природе. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторванный от ветки, никому не нужный, не знающий сна и покоя. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь так Лермонтов напишет и о целом поколении, сравнив его с ранними плодами (“Душа”). Стихотворения такого типа основаны на олицетворении, их можно назвать аллегорическими. Даже перевод

стихотворения Гейне звучит совершенно оригинально: “На севере диком...”

Очень точно Лермонтов использует прием одушевления. Прием одушевления — не редкость в поэзии, но, по наблюдениям исследователей, Лермонтов впервые в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — пишет поэт о Демоне.

В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно часто эти чувства вызывают небо и звезды. Часто гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека. “В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом, что же мне так больно и так трудно?” Природа может таить опасность, казаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “палит огонь безжалостного дня”. Но все чаще природа

манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я как брат обняться с бурей был бы рад!”, “глазами тучи я следил, рукою молнию ловил...” (“Мцыри”).

Мы видим, что природа для поэта — это великолепный божий сад. Лишь она может убаюкать душу, хоть на время, в поэтическом сне, помогает поэту забыться, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел”

над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью:

“Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста...Трава

меж ними так густа”. Только это поможет ему умереть, примириться с судьбой, думая о

любви. Даже суровый, мрачный и скептически настроенный Печорин способен в редкие минуты почувствовать свет, исходящий от природы: “Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Весело жить в такой земле”.

Конечно, поэту-романтику ближе всего вершины величественных гор, высокие недоступные звезды, космические глубины, облака, тучи и бури. Но Лермонтов

всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под сенью сладостной зеленого листка”,

и “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда

волнуется желтеющая нива...” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь

вспоминает все любимые явления природы, самые светлые впечатления. И они вызывают

минуты умиления, когда мир предстает гармоничным и справедливым, когда земля и

небо, душа и мир объединяются в одном счастливом порыве. Только благодаря

природе переживает он такие мгновения, так как она, в отличие от человеческого мира,

являет собой плоды рук Творца в неискаженном, чистом образе.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездумный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

Лирика — один из основных литературных родов, предмет отображения которого — внутренний мир, собственное “я” поэта. В лирике любое явление и событие жизни, способные воздействовать на духовный мир человека, воспроизводятся в форме

непосредственного переживания поэта, определенного состояния его характера.

Этому роду литературы доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. С

обращения к лирике начался творческий путь Лермонтова. Он создавал лирические

произведения во все периоды своей короткой жизни. Однако лирика Лермонтова не

оставалась неизменной: она непрерывно пополнялась новым содержанием и

совершенствовалась в художественном отношении.

Природа в творчестве Лермонтова всегда была символом свободы. В своих стихотворениях и поэмах он воспевал природу Кавказа. То были романтические зарисовки, поражавшие читателя необычными красками. Лермонтов делится с нами своими мыслями, рассказывает о своих радостях и печалях, восторгах и скорби, вызванных теми или иными событиями личной или общественной жизни.

В лирике Лермонтова звучит постоянное обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы. Лирический герой поэта в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. Природа словно подчеркивает одиночество лирического героя. Одиноко растет “на севере диком”

сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес-великан в стихотворении “Утес”.

В раннем стихотворении “Осень” чуть ли не ученически воспроизведены основные детали

пейзажа: тут и пожелтевшие листья, и мрачная зелень елей, и туман, сквозь который

проглядывает тусклый месяц, и воспоминание о летнем многоцветье, и сожаление об

ушедшей весне с ее радостями. В сущности это описание того чувства утраты, которое

охватывает человека поздней осенью при созерцании увядающей природы. Но здесь

описание природы и само чувство грусти переданы приблизительно, без указания

конкретных примет эпохи или без связи с особенными событиями в жизни лирического

героя.

По мере того как мужал Лермонтов, содержание лирических произведений о природе

обогащалось. В них начинают появляться не только элегические или патриотические, но и

откровенно политические мотивы, а также философские раздумья о важнейших проблемах. Так, в небольшой зарисовке “Когда волнуется желтеющая нива...” поэт выразил целую концепцию бытия.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка.

Пейзаж словно бы заслонил всевозможные житейские дрязги, влил в душу успокоение и вызвал уверенность. Жизнь природы представляется гармоничной, и это помогает преодолеть противоречия духовной жизни человека. Природа познается поэтом как источник прекрасного, разлитого повсюду вокруг нас, и как воплощение целесообразного.

Но разве человек не дитя природы? И почему человеческое общество должно выпадать из-под власти всеобщих законов бытия?

Так созерцание природы помогает поэту уяснить, что высшая целесообразность и красота

должны восторжествовать и в человеческом обществе. Ведь не для одних же страданий

родился человек? Иначе зачем природа или Творец наделили его чувством

справедливости, стремлением к правде и жаждой счастья? Желтеющая нива, лес, порыв

ветра, ландыш серебристый — все это не разрозненные и тем более не изолированные

явления. Это грани цельного бытия.

Лермонтов умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы и радость встреч, и горечь разлук, и неутолимая грусть.

К 1841 году лирика Лермонтова достигла высшего расцвета. В последний год жизни поэт создал ряд произведений удивительного мастерства. Среди них особое место занимают “Родина”, “Прощай, немытая Россия”, “Выхожу один я на дорогу”. Природа здесь символизирует образ Родины. В стихотворении “Выхожу один я на дорогу” пейзаж занимает всего пять строк из двадцати. Причем это очень необычный пейзаж, имеющий символическое значение. Вся картина жизни лирического героя представлена на космическом фоне и оттого приобретает вид сложного образа-символа, напоминающего о мучительно сложных вопросах, над решением которых бились современники Лермонтова:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

Что такое “кремнистый путь в пустыне”? Кремень напоминает о крови, о ранах, страданиях. Кремнистый путь — образное воплощение судьбы поэта, пытавшегося найти отклик у современников, но оставшегося безответным, осознавшего полнейшее одиночество в пустыне безлюдья. Но отчуждения и непонимания не должно быть! Ведь во

вселенной все связано друг с другом. Даже звезда с звездою говорит.

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в поэзии, и,

перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и как человека.

Белинский писал о Лермонтове: “...уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем, и гармонические звуки его поэзии будут услышаны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах”. Сегодня мы можем сказать, что это время наступило.

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. М. Ю. Лермонтов Мелодичная, образная и удивительно красочная поэзия М. Ю. Лермонтова свежа и интересна нам так же, как и его современникам. Ее не старят века, ибо она творение гения. Природа в лирике Михаила Юрьевича олицетворена, полна драматизма, она «активно участвует» в судьбе поэта, отражает его настроение, чувства, переживания, мотивы одиночества преобладают над всеми остальными. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как розой, она. Чутко вслушиваясь в окружающие звуки, Лермонтов умеет наполнить ими свою лирику, расцветить ее яркими красками, отражающими великолепие и гармонию в природе, почему же нет ее в человеческих отношениях? Людям свойственно все усложнять, не идти навстречу друг другу. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Суровая красота Кавказа с детства покорила Михаила Юрьевича, когда он ребенком неоднократно бывал там. Она обосновалась в нем, когда он вынужден был жить на Кавказ отправленный туда в ссылку. ' Поэзия Лермонтова многозначна, и если автор пишет о при роде, то это обязательно о людях. Ибо природа величественна и прекрасна, а человек никак не может обрести покой в божествен но красивом крае — России. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Под ним струя светлей лазури, > Над ним луч солнца золотой, А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Иногда покой и безмятежность природы воспринимаются поэтом как благо, он устал от житейских бурь, но чаще отвергает тишину — предвестницу могилы. Вообще темы природы и смерти в лирике Лермонтова тесно связаны, меняется лишь само отношение автора к своему возможному уходу. Порой он ждет его, как избавления от земных мук, отдохновения от горьких страданий. Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы... Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь. Для поэта темы природы и России неразрывно связаны. Он любуется просторами и красотой родины, но называет свою любовь «странной», она не бездумна. Лермонтов видит не только красоту, но и убожество России. Ничего изменить в окружающем он не в силах, но вот любить свой край с его достоинствами и недостатками поэт умеет и учит этому нас. Люблю отчизну я, но странною любовью! Но я люблю — за что, не. знаю сам Ее степей холодное молчанье. Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям. Читая стихи Лермонтова, понимаешь смысл истинного патриотизма, когда принимаешь сердцем боль и радость отчизны, готов отдать за нее жизнь.

М. Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Это проявляется в таких стихотворениях, как “Выхожу один я на дорогу...”, “Горные вершины”, “Три пальмы”, и в других.

С другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо, низ и верх. С землей связано все конечное, преходящее, временное. Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным связующим звеном между землей и небом выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. Именно здесь возможно достижение гармонии.

Такие мысли характерны для раннего периода творчества поэта. В молодости М. Ю. Лермонтов описывает “бури шумные”, величественные явления природы:

Ревет гроза, дымятся тучи

Над темной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толляся, волны меж собой.

В лирике зрелых лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений: в них все просто, правдиво и точно. Поэт реже употребляет метафоры, метафорические сравнения, отвлеченные эпитеты. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова “говорит чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения: ему не нужно убранства, не нужно украшений”.

Так же беспредельно любят природу и романтические герои произведений Лермонтова. Герой поэмы “Измаил-Бей”, “как невесту в час свиданья, душой природу обнимал”. Мцыри, “как брат, обняться с бурей был бы рад”.

М. Ю. Лермонтов утверждает свою любовь к русской природе, к русской земле, возделанной народным трудом. Здесь можно проследить связь темы природы с темой Родины.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой темы в лермонтовских произведениях связано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому помимо конкретного образа России в его лирике появляется обобщенно-символический образ Родины. Лермонтов называет свою любовь к отчизне “странной”. “Странность” заключалась в двойственном отношении поэта к Родине. М. Ю. Лермонтов осуждает казенный официальный патриотизм, и в то же время “с отрадой, многим незнакомой”, поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки:

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье...

Любовь к Родине означает у Лермонтова и любовь к природе. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен...” природа названа “царством дивным”:

Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива...” для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: “сладостный листок”, “душистая роса”, “таинственная сага”, “мирный край”. Все средства направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

По своему настроению стихотворение перекликается с описанием “природы голосов” в поэме “Мцыри”:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужных наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев...

Природа в поэме Лермонтова одушевлена, полна огромной : таинственной жизни.

“Волшебные, странные” голоса природы “речь свою вели I тайнах неба и земли”; все вокруг Мцыри сливалось воедино хвалебных одах создателю, но не человеку:

...не раздался

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый глас.

Сознавая трагичный характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу...”, принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной:

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть.

Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Он воспевает торжественную и чудную тишину небес, вечный сон, который ему словно предлагается природой.

Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении “Три пальмы”, где человек предстает как разрушитель: он вносит в мир страдания и гибель:

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий.

Завершается произведение и вовсе апокалипсической картиной:

И ныне все дико и пусто кругом...

Это закономерный итог вражды человека с природой. В этом противостоянии М. Ю. Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его:

Я думал: “Жалкий человек.

Чего он хочет!., небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он — зачем?”

(“Валерик”)

Так многообразно раскрывается в лирике М. Ю. Лермонтова тема природы.

В. Г. Белинский увидел в стихотворениях поэта “все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия”. Лермонтов, по словам Белинского, “поэт русский в душе — в нем живет прошлое и настоящее русской жизни”. Поэтому в его творчестве большое место занимает природа.

Пушкин и Лермонтов — два великих поэта, положивших начало новой русской литературе. Но поэзия Лермонтова отличается от поэзии Пушкина.

Читая лермонтовские стихотворения последних лет, мы видим, что поэт не

отказался от желания свободы, хотя и сознавал ее недоступность. Белинский писал:

“Лермонтов — поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни”.

В живописных полотнах Лермонтова проступает восхищение бесконечностью природы, ее покоем, ее гармонией, сближающей и связывающей явления как будто несовместимые: суровость и нежность, спокойствие и яркость, легкость и величие.

Лермонтов очень любил родную природу. В своих произведениях “Когда волнуется желтеющая нива”, “Прекрасны вы, поля земли родной”, “Родина” Лермонтов с любовью и нежностью описывает природу своей Родины. Он стремится подчеркнуть особенности природы. “Родиной” поэт завершает свое творчество и прощается с Россией. В этом “удивительном” стихотворении поэт создает русский пейзаж, который пройдет через всю нашу литературу и живопись и станет как бы эмблемой России:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Наступление осени не страшит Лермонтова. Этот “дымок спаленной жнивы” напоминает ему о чем-то родном, близком сердцу. Ему нравится ночевать в чистом поле в обозе. Когда поэту бывает одиноко, он любит смотреть на холм, где “средь желтой нивы чета белеющих берез”.

Стихотворение “Родина” — попытка поэта собрать все, что ему дорого в родной стране. Поэт любит “ее степей холодное молчанье”. Наверное, внутреннее одиночество побуждает его особенно ценить эту суровость родной природы. И горячая душа поэта, зовущая к безграничности, замечает что-то родное в колыханье безбрежных лесов. Любовь к морю, мятежному, изменчивому, волнующему, бесконечному, переходит в любовь к “разливам рек ее”. Жизнь поэта была вечным скитанием и поиском родного тепла, которое где-то брезжило, но не приближалось.

По стихотворению “Когда волнуется желтеющая нива” можно судить о том, что Лермонтов очень любил лето. Он с таким восхищением описывает увиденную им природу, что его настроение невольно передается читателю:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

Даже небольшие мелочи приятны Лермонтову. Кажется, что в этом стихотворении природа как бы оживает. Стоит Лермонтову появиться где-то, и все вокруг начинает с ним

разговаривать:

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой...

Когда же путник устает или его замучит жажда, то:

...студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он...

Все это делает поэта очень счастливым. Он спокоен за родную природу. Теперь ему не страшна даже смерть. Лермонтов еще больше любит жизнь и старается не тратить время на пустяки, а как можно больше находиться в общении с природой:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических произведений. В лирике зрелых

лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и

преувеличений — в них все просто, правдиво, точно и экономно. В его лирике “чистый”

пейзаж почти отсутствует. Он чаще всего рассказывает о том, какие мысли и чувства

вызывает природа. “Желтеющая нива”, бегущий по оврагу “студеный ключ”, “серебристый ландыш” — все это успокаивает поэта, снимает душевные тревоги. Лермонтов любит землю: “Как землю нам больше небес не любить”. Он весь на земле и

весь земной. И поступает подобно герою поэмы “Исповедь”, который в небесном видит

только земное, и не боится ни ада, ни “вечности”:

Он оправданья не искал;

Он знал людей и знал закон...

И ничего от них не ждал.

Лермонтов воспевает природу своей Отчизны: это любовь к стране и природе и ненависть к тем людям, что являются рабами самодержавия.

Произведения поэта, проникнутые любовью, нежностью к природе, к человеку, вызывают у меня восхищение.

Добролюбов писал, что поэт “...понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно...

Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта”.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.