|
Сочинение по литературе. Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское общество в пореформенный период. Он размышляет над вопросами о том, куда идет Русь, что ждет ее в будущем, раскрывает основные социальные проблемы, не исчезнувшие с отменой крепостного права. Автор показывает, что реформа ударила “одним концом по барину, другим - по мужику”. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — поистине народная поэма. Некрасов писал для народа, о народе, и сам считал себя частью народа. Повествование ведется от лица крестьянства. Все проблемы рассматриваются также с точки зрения крестьянина, показывая мужицкое видение современного ему мира. Все суждения исходят не от самого автора, а от народа. Некрасов симпатизирует крестьянам, сочувствует им. Помещики же, купечество, духовенство изображены сатирически и вызывают презрение. Автор видит будущее страны за крестьянином. Смерть князя Утятина-Последыша символична. Она показывает, что крепостничество доживает свои последние деньки. В то же время автор показывает постепенное освобождение крестьянского сознания от крепостного гнета, осознание народом своих прав. Так, например, Савелий, богатырь святорусский, выступающий в роли народного философа, после долгих размышлений, должен ли народ и дальше терпеть свое нищенское и угнетенное положение, приходит к выводу, что лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”. Таким образом, Некрасов показал, что крестьяне - великая сила, за которой будущее России: Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь. Поэма написана народным языком. Речь крестьян изобилует поговорками, пословицами, постоянно перемежается песнями. Песни играют в поэме большую роль: они раскрывают народное мировосприятие, описывают тяжелую жизнь крестьян, подчеркивают типичность образов. Для описания своей жизни Матрена Тимофеевна находит много песен. Это говорит о том, что ее судьба - типичная судьба русской крестьянки. В поэме есть и несколько легенд: легенда про Якова верного, про двух “злодеев-грешников”. Роль легенд в поэме дублирует роль песен. Нужно отметить, что в поэме присутствуют мотивы народной сказки: сюжет связан с дорогой, с путешествием, материальные проблемы решаются при помощи введения сказочных элементов, например скатерти-самобранки, животные одушевлены, говорят человеческим голосом и помогают людям... Мотив правдоискательства также широко используется в народном творчестве. В поэме присутствует и былинный мотив. Например, практически вся глава о Савелии, богатыре святорусском, написана былинным языком: Некрасов использует гиперболы, инверсию, повторы: “...и гнется, да не ломится, не ломится, не валится...”. В поэме много пословиц и поговорок, особенно отчетливо изображающих тяжелую жизнь народа: “добра, ты, царская грамота, да не про нас ты писана”, “высоко бог, далеко царь”, “с работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат”, “хвали траву в стогу, а барина в гробу” и т. д. Некрасов широко использует в поэме народные приметы, загадки. Он не стесняется в использовании грубых выражений при изображении тяжелой жизни крестьян: ...Иди скорей, да хрюкалом В канаву ляг, воды испей! Авось, соскочит дурь!.. Симпатизируя крестьянам, писатель отображает их речь более меткой, .точной, искренней, чем речь помещиков. Он как бы соглашается с тем, что “...брань господская, что жало комариное, мужицкая - обух”. Итак, изобразив русскую действительность через призму крестьянского мировосприятия, Некрасов создал поистине народную эпопею - поэму (“Кому на Руси жить хорошо”. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” задумывалась Некрасовым как народная эпопея. В ней отражены думы и чувства, жизнь простого народа в пореформенной России. Вместе с тем из рассказов крестьян мы узнаем об их жизни до 1861 года. Например, Савелий рассказывает о жестокостях своего бывшего помещика Шалашникова, который порол своих крепостных. Наглядным примером барина-крепостника в поэме является старый князь Утятин, показанный в главе “Последыш”. Поэма раскрывает на примерах образов крестьян особенности русского национального характера, "к положительные его качества, так и отрицательные. Автор произведения изображает крестьян всесторонне. Мы видим, как они отдыхают (глава “Сельская ярманка”), узнаем, как живут и трудятся. Поэт дает право крестьянам самим рассказать о своей жизни, труде и заботах. Причем у читателя не возникает ни малейшего сомнения в том, что крестьянин говорит именно так: А горе наше мерили? Работе мера есть? Вино валит крестьянина, А горе не валит его? Работа не валит? Мужик беды не меряет, Со всякою справляется, Какая ни приди. Мужик, трудясь, не думает, Что силы надорвет... Крестьяне в поэме делятся на рабов и тех, кто протестует против такой жизни. Это Яким Нагой и Савелий, богатырь святорусский. Яким защищает интересы народа, выражает протест, который до конца еще не созрел. Он - выходец из самых низов народа и знает тяжесть крестьянской жизни не понаслышке. Савелий также крестьянин, который ценит свободу: “Клейменный, да не раб!” - говорит он о себе. Крестьянское терпение Выносливо, да временем Есть и ему конец. Но часть крестьян свыклась со своим рабским положением и не хочет ничего менять. Таков Ипат, лакей князей Утятиных, а также Яков, “холоп примерный”. В многочисленных образах крестьян Некрасов показал такие их черты, как трудолюбие, гуманность, ум, честность, стойкость и терпение. Но автор также показывает и отрицательные черты народа: пассивность, покорность, необразованность. Некрасов, являясь знатоком русского народного творчества, ввел в поэму множество вставных элементов: песен, пословиц, поговорок. Это придало языку произведения подлинную народность, а автору дало возможность глубже раскрыть мировоззрение и чувства крестьян. “Хвали траву в стогу, а барина в гробу”, - говорит крестьянин Влас, используя пословицу. Как известно, именно в устном народном творчестве заключена мудрость народа. Грусть и тоска слышится в народных песнях, представленных в поэме. Их названия говорят сами за себя: “Голодная”, “Барщинная”. Стоит мужик - Колышется, Идет мужик — Не дышится! С коры его распучило, Тоска-беда измучила. Беден, нечесан Калинушка, Нечем ему щеголять, Только расписана спинушка, Да за рубахой не знать. Песни помогают читателю понять, что, несмотря на отмену крепостного права, жизнь крестьян по-прежнему очень тяжела, потому что на месте старых форм эксплуатации появляются новые, а крестьяне по-прежнему остаются нищими. Некрасов показал Русь не только как государство рабов и господ, но и как волшебную страну, в которой много чудес: говорящая пеночка, скатерть-самобранка — все это атрибуты русских народных сказок. Есть здесь место и настоящему богатырскому подвигу. Ты думаешь, Матренушка, Мужик - не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою - а богатырь! Цепями руки кручены, Железом ноги кованы. Спина... леса дремучие Прошли по ней — сломалися. А грудь? Илья-пророк По ней гремит-катается... Все терпит богатырь! И гнется, да не ломится... Богатырь - это любой русский крестьянин, жизнь которого и есть настоящий богатырский подвиг. Н. А. Некрасову удалось осуществить свой замысел — создать поистине народную эпопею, показать труд и отдых крестьян. Особенностью поэмы является то, что рассказчиками являются сами крестьяне, что придает ей большую народность. Н. А. Некрасов создал много произведений, посвященных жизни простого народа, крестьянства. Это и “Мороз, Красный нос”, и “Коробейники”, и “Забытая деревня”, и “Несжатая полоса”, но поэма “Кому на Руси жить хорошо” по праву занимает особое место, являясь ярким и глубоким творением крестьянского поэта Н. А. Некрасова.
Русские писателиЗарубежные писателиРазное |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.