|
Сочинение по литературе. Старая русь в поэме некрасова «Кому на руси жить хорошо» оболт-оболдуев и князь утятин .Во время недалекое Империя Российская Дворянскими усадьбами Была полным-полна И жили там помещики Некрасов В пореформенной России помещики сохранили господствующее положение, а крестьяне, как и в дореформенную пору, страдали под гнетом многочисленных пережитков крепостничества. В поэме автор дает целую галерею развившихся под сенью закона жестоких крепостников старой Руси: тиран и лицемер Оболт Оболдуев, отвратительный садист князь Утятин, живодер Шалашников, душегуб Поливанов, убийца по прозванию пан Глуховский. Остановимся на образах Оболта Оболдуева и князя Утятина. Оболт Оболдуев – яркий сатирический образ, живет сытой и праздной жизнью помещика как до реформы, так и после неё. Это подтверждается его портретной зарисовкой: …барин кругленький, Усатенький, пузатенький, С сигарочкой во рту. Помещик сожалеет о многих утратах; Но нельзя принимать всерьез эти сожаления, ведь достаточно сравнить портретную зарисовку «несчастного» помещика с портретом «счастливого» каменщика, и все станет ясно: Мужик с одышкою, Расслабленный, худой. (Нос вострый, как у мертвого Как грабли руки топорщие, Как спицы ноги длинные, Не человек – комар.) А ведь как многозвучна сама фамилия этого героя! Оболт Оболдуев… Его портрет – это портрет человека, живущего в праздности и довольстве! Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет; Усы седые, длинные, Ухватки молодецкие, Венгерка с бакенбардами, Широкие штаны. Некрасов дает нам возможность увидеть непримиримость конфликта между помещиками и крестьянами, показывая встречу семи странников с помещиком. У них мирные намерения: Крестьяне… …сняли шапочки, Низенько поклонилися… Но помещик в каждом из них видит прямого врага и в борьбе с этим врагом готов идти на самые крайние меры: Он пистолетик выхватил, И дуло шестиствольное На странников навел. Автор очень остро обнажил в этой сцене крайнее напряжение в борьбе помещиков и крестьян в пореформенной России. В разговоре мужиков с Оболт Оболдуем поэт подчеркнул недоверие крестьян к помещику.«Дворянское слово» помещика отвечать на спрос «по правде и по разуму» вызывает со стороны мужиков гневный отпор: Дворянское с побранкою, С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам На вопрос крестьян: «Ты как вольготно, счастливо, помещичек, живешь?», помещик реагирует горестно. Он страдает, что «счастливая» жизнь ушла вместе с крепостной Русью. Ведь исчезла всеобщая покорность, нет неограниченной власти: Деревней ехать совестно, Мужик сидит – не двинется, Не гордость благородную – Желчь чувствуешь в груди. Его рассказ о счастье – это гимн крепостническому праву: … и жили мы, Как у Христа за пазухой, И знали мы почет… Полный произвол, жестокость, ничем не ограниченное владычество грубой силы – вот идеал помещика: Ни в ком противоречия, Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню. Он горько оплакивает Русь крепостническую: Ой, жизнь широкая! Прости – прощай навек! Прощай и Русь помещичья! Теперь не та уж Русь! И в образе жизни князя Утятина как бы реализована мечта Оболта Оболдуева о «всякой роскоши» дворянской жизни. Но проявление этой мечты поэт дает сатирически, показывая быт князя Утятина. Идет сенокосная пора, и в эту напряженную для крестьян пору автор показывает праздные гуляющие помещичьи семьи на лодках, с собачками, с многочисленной свитой. Некрасов с разоблачительной сатирической силой говорит о Последыше, с гневом повествует о его садизме: Словно музыку, Последыш стоны слушает. Князь Утятин – Последыш глуп, «чудит», «дурит» по-старому, он поверил, что «мужиков помещикам велели воротить». Глупость его не знает границ: его «приказы по вотчине» - женить шестилетнего Павла Шохова на семидесятилетней вдове Терентьевой, пастухам унимать коров, когда они мычат, назначить сторожем Еремку, от рождения «глухонемого дурака» - это верх глупости, тупости, несостоятельности. История с князем Утятиным убеждает: положение в России и после отмены крепостного права осталось ненормальным. Н.А.Некрасов, глубоко реалистически раскрывая образы Оболта Оболдуева и князя Утятина, вновь, как и в споре о счастье, приводит читателя к выводу о необходимости коренной переделки действительности. Но автор подводит нас к мысли и о том, что крестьянское счастье и свобода оказываются невозможными, пока в народе живет привычка к рабству и покорности. Песня «Русь», которой заканчивается поэма, помогает понять, что именно в народе есть та сила, способная осуществить переустройство жизни: Русь подымается – Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! Именно эту мысль хотел довести автор до крестьянства, именно об этом он мечтал.
Русские писателиЗарубежные писателиРазное |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.