|
Сочинение по литературе. Литература двадцатых-тридцатых годов xx века. А. Серафимович «Железный поток», Д. Фурманов «Чапаев», Н. Островский «Как закалялась сталь»В юбилейный, 1927 год, отвечая на вопросы журнала «Смена», попросившего назвать десять лучших произведений советской литературы, появившихся за десятилетие после Октября, А. В. Луначарский назвал первыми А. С. Серафимовича «Железный поток» и Д. А. Фурманова «Чапаев», да еще можно теперь прибавить Н. Островского «Как закалялась сталь». Эти книги являются прекрасными памятниками истории революции, отражающими саму героическую музыку времени. «Чапаев» и «Железный поток» пришли к читателям уже в первой половине 20-х годов, по свежим следам событий, положенных в основу романа и повести. «Как закалялась сталь» вышла спустя десятилетие, но и в этой книге речь идет о том же неповторимом времени рождения на развалинах старого мира нового общества и человека, подлинного хозяина своей страны и творца своей судьбы. В основании фурмановского романа — эпизоды жизни и борьбы знаменитой 25-й Чапаевской дивизии, сражавшейся во время гражданской войны на колчаковском фронте. Фурманов в марте-августе 1919 года был комиссаром в этой дивизии, и описанный в романе путь чапаевцев от казачьей Таловки до Уральска был знаком ему не понаслышке. Более того, в силу своего должностного положения и благодаря дружбе с Чапаевым будущий автор, в отличие от рядового участника боев, мог судить о происходящем, зная как общую обстановку, так и в какой-то мере планы командования. Но «Чапаев» не может быть отнесен только к документальной прозе. Это и художественная летопись становления человека, самовоспитания и укрепления личности. Рядом с реальными, действующими под собственной фамилией Чапаевым, его порученцем Петькой Исаевым, комиссаром 22-й дивизии Андреевым, на страницах романа живут легко угадывающиеся персонажи под вымышленными фамилиями. Роман открывается подробным описанием формирования рабочего отряда ивановознесенцев, их прибытия в Самару и дальше — в уральские степи. Это подводит читателя к взаимоотношениям двух центральных героев, Чапаева и Клычкова. За каждым из героев гтоят определенные социальные силы. Чапаев — плоть от плоти эусский крестьянин с его вековой мечтой о лучшей доле, о скорейшем решении вопроса о земле. Клычков — полномочный (представитель пролетариев, вносящих «сознательность» в геро-|ическую стихию полупартизанщины. Клычков олицетворяет направляющее партийное начало, пытается «обуздать» сотканного из противоречий «Чапая». Чапаев в романе Фурманова — «лицо собирательное и для определенного периода очень характерное». В повести Серафимовича «Железный поток» Кожух старается обуздать анархистов и народную вольницу, он понимает, что его «армии-народу» не выжить без строжайшей дисциплины. Автор показывает «народного предводителя», выросшего за время пути в сознательного и идейного руководителя, спасшего людей, сумевшего сделать невозможное — провести народ по тылам хорошо вооруженных и обученных белогвардейцев, сплотив вокруг себя массы, поставив задачу соединиться с основными силами красных на юге. Очень драматичным был этот путь, незабываема картина горя молодой матери, потерявшей горячо любимое дитя. С юмором описана сцена с самоваром бабы Гарпины. И лучшим признанием «громады» было ликование и чествование Кожуха: «Сотни дюжих рук сволокли его (Кожуха) и стали отчаянно кидать. Кожух высоко взлетал, падал, скрывался в руках, опять взлетал — и степь, и небо, и люди шли колесом. "Пропал — всю требуху, сукины сыны, вывернут!" А от края до края потрясающе гремело: — Уррра-а-а-а-а нашему батькови!..» Роман Николая Островского «Как закалялась сталь» показывает путь человека в революцию. Павел Корчагин — молоденький паренек, бесшабашно проводящий время, постепенно под влиянием коммуниста Жухрая становится сознательным борцом партии. Ярко дана картина строительства Боярской узкоколейки, когда молодежь проверялась трудом и голодом, некоторые не выдерживали, спасая свои жизни, кидали на стол комсомольские билеты. Павел выдержал многое. Слепота и неподвижность — последствия тяжелого ранения не заставили его уйти из строя. Он только меняет орудие труда. Вначале сабля и пистолет бойца-буденновца, лопата-трудоармейка, теперь — ручка и бумага писателя. Он становится летописцем сурового и прекрасного времени. Роман «Как закалялась сталь» был настольной книгой того поколения, которое позже победило фашизм. Связь времен очевидна. Эта книга и сейчас может многое сказать молодому поколению.
Русские писателиЗарубежные писателиРазное |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.