Сочинение по литературе. Изображение природы в лирике А. С. Пушкина

    Изображение природы занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Поэт открыл для читателей удивительные картины природы средней полосы России, южного края, красу морских стихий. Россия была частью жизни поэта. Он родился, вырос и оставался преданным ее природе всю жизнь.

    В ранний период своего творчества Пушкин развивал традиции В. А. Жуковского в создании лирического пейзажа. Лирический герой стихотворений Пушкина- это человек, восхищающийся простором и красотой русской природы, глубоко чувствующий ее, сопереживающий ей, ищущий в природе спокойствия и отдохновения, видящий в природе источник вдохновения.

    В 1819 году было написано стихотворение “Деревня”, в котором переданы картины мирной сельской природы:

    Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

    Где парус рыбаря белеет иногда,

    За ними ряд холмов и нивы полосаты,

    Вдали рассыпанные хаты,

    На влажных берегах бродящие стада...

    Описание природы дано в духе сентиментальной идиллии, в светлых спокойных тонах.

    Для раннего творчества поэта характерно изображение природы в духе романтизма, где пейзаж соответствует душевному состоянию лирического героя. Так, первой “ночной” элегией Пушкина является “Погасло дневное светило”. Это стихотворение было написано в 1820 году во время поездки в Гурзуф. В нем находит отражение традиционный мотив романтизма - воспоминания о “туманной родине”,

    Где музы нежные мне тайно улыбались,

    Где рано в бурях отцвела

    Моя потерянная младость...

    Лирический герой мечтает о “волшебных краях”, куда стремится “с волненьем и тоскою”. Выразительные эпитеты: “потерянная младость”, “минутные друзья” - усиливают мотив печали, сожаления и тоски, в то время как другие: “волшебные края”, “пределы дальны”, “обманчивые моря” - подчеркивают мысль о призрачной несбыточности “знакомой мечты”. Поэт точно передал движение человеческой души: “Душа кипит и замирает”. Частый повтор некоторых строк усиливает мотив вечности происходящего:

    Шуми, шуми, послушное ветрило,

    Волнуйся подо мной, угрюмый океан...

    Образ стихии присутствует и в других романтических стихотворениях Пушкина. Расставание с морем, олицетворяющим свободу, тема элегии 1824 года “К морю”:

    Прощай, свободная стихия!

    В последний раз передо мной

    Ты катишь волны голубые

    И блещешь гордою красой.

    Обращаясь к морю, лирический герой обещает:

    ...не забуду

    Твоей торжественной красы

    И долго, долго слышать буду

    Твой гул в вечерние часы.

    Умение показать красоту окружающей природы, передать читателю ее очарование отличают стихотворения Пушкина, написанные в жанре пейзажной лирики, с позиций реализма.

    Одним из них является стихотворение “Осень” (1833), написанное в жанре отрывка. В стихотворении изображены все времена года, но особое место поэт отводит осени - своему любимому времени года:

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса -

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса.

    В стихотворении изображен конкретный пейзаж средней полосы России. Поэт ощущает прилив творческих сил: “И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут”. В стихотворении дается образное сравнение творческого процесса с дремлющим, неподвижным кораблем, который вдруг ожил и готовится к плаванию:

    ... - и паруса надулись, ветра полны;

    Громада двинулась и рассекает волны.

    Плывет. Куда ж нам плыть?

    Лирический герой проводит мысль о том, что поэтическое вдохновение неподвластно человеку и его разуму, оно приходит само собой, источник его - неведомая сила.

    Осенью был открыт Лицей, в котором учился поэт на протяжении шести лет. Поэтому с осенью у поэта тесно связано и чувство дружбы. Эта связь отражена в стихотворении “19 октября” 1825 года:

    Роняет лес багряный свой убор,

    Сребрит мороз увянувшее поле,

    Проглянет день как будто поневоле

    И скроется за край окружных гор...

    Не только “багрец и золото” осенних лесов пленяли Пушкина, но и снега суровой зимы, ее веселые праздники:

    Суровою зимой я более доволен,

    Люблю ее снега.

    Зимним пейзажем любуется поэт и в стихотворении “Зимнее утро” (1829). Эпитеты: “день чудесный”, “прозрачный лес”, “веселый треск” -создают картину морозного солнечного утра. Разнообразие и богатство красок в описании зимней природы помогают увидеть глаголы: “лес чернеет”, “ель сквозь иней зеленеет”. Веселой тональностью проникнуто это стихотворение:

    Мороз и солнце; день чудесный!

    (...)

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит...

    Совсем другим настроением проникнуто стихотворение “Зимний вечер” (1825):

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя...

    “Ветхая лачужка” навевает печальные мысли о “бедной юности” поэта Единственным его другом в данной ситуации является “добрая подружка” няня Арина Родионовна. Природа в стихотворении олицетворена, она действует как живой человек.

    Той же грустью проникнуто и стихотворение “Зимняя дорога”, написанное в 1826 году:

    Что-то слышится родное

    В долгих песнях ямщика:

    То раздолье удалое,

    То сердечная тоска...

    Ритм стиха соответствует равномерному бегу лошади по заснеженной равнине.

    Картины природы часто наводят поэта на философские размышления о смысле жизни, о человеческом бытие; круговорот в природе наводит его на мысль о закономерности смены поколений людей. Все это нашло выражение в стихотворении “Вновь я посетил...” (1835), написанном после посещения Михайловского, где он “провел изгнанником два года незаметных”. Поэт вспоминает умершую няню, “холм лесистый”, где когда-то сиживал “недвижим”. Прекрасная природа выступает контрастом убогой жизни людей. Поэт обращает внимание на три сосны:

    Стоят - одна поодаль, две другие

    Друг к дружке близко.

    “Младая роща”, разросшаяся за десять прошедших лет, становится символом новых поколений, новой жизни. Слова поэта обращены к потомкам, которые достигнут большего, чем друзья-современники Пушкина, декабристы. Именно им суждено осуществить мечты о “вольности святой”.

    Пейзаж гармонично сочетается с действительностью в лирике Пушкина. Это отмечал в своей критической статье В. Г. Белинский. По его словам, “поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры”.

    Изображая природу, поэт шел от традиций классицизма к романтизму, на смену которому пришел реализм. В творчестве Пушкина присутствует как романтический, так и реалистический пейзажи, но все картины созданы настоящим мастером - живописцем.

   А. С. Пушкин - великий русский поэт. Он явился новатором в русской поэзии во многих отношениях. Изображение природы занимает достойное место в его творчестве. Он открыл истинную прелесть природы средней полосы России, показав ее очарование и красоту.

    Изображение природы претерпевало изменения на протяжении всей жизни художника, что было связано со становлением его творческого метода, переходом с позиций классицизма, к романтизму, а затем и реализму.

    В лицейский период в произведениях Пушкина прослеживается влияние классицизма. Это особенно заметно в стихотворениях: “Воспоминания в Царском Селе” (1814), “Сраженный рыцарь” (1815), “Осеннее утро” (1816), в которых прославляется основной лозунг этого направления - подражание природе. Важное место в пейзажной лирике этого периода занимает стихотворение “Деревня” (1819). Первая часть его посвящена описанию прекрасного места, “пустынного уголка”, где все тихо, спокойно, “где льется дней моих невидимый поток на лоне счастья и забвенья”. Пушкин рисует типичный сентиментальный пейзаж: гармония природы и человека, полная идиллия - вот к чему стремится душа лирического героя:

    Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

    Где парус рыбаря белеет иногда,

    За ними ряд холмов и нивы полосаты,

    Вдали рассыпанные хаты...

    Конечно же, природа является источником вдохновения, рождает чувства в душе поэта, наводит на размышления:

    К трудам рождает жар во мне,

    И ваши творческие думы

    В душевной зреют глубине.

    Следующий этап в творчестве Пушкина связан с таким направлением, как романтизм. Южная ссылка, дикая природа Юга, Кавказа вдохновляют поэта. Рождаются такие стихотворения, как “Погасло дневное светило” (1820), “Редеет облаков летучая гряда” (1820). Последним романтическим произведением, завершающим этот период, стала элегия “К морю” (1824), написанная уже после отъезда из Одессы. Это произведение - яркий пример прощания с романтизмом. Образ моря, бушующего и свободного, занимает центральное место; к нему обращается автор. Свободная стихия не подчиняется ни законам человеческого общества, ни законам истории:

    Смиренный парус рыбарей,

    Твоею прихотью хранимый,

    Скользит отважно средь зыбей:

    Но ты взыграл неодолимый, —

    И стая тонет кораблей.

    Чувства лирического героя выходят на первый план, что типично для романтических произведений, а потому стихотворение столь эмоционально. Возбужденное настроение передается с помощью таких строк, как “прощай, свободная стихия!..”, “вотще рвалась душа моя...”, “прощай же, море!..” Множество восклицательных предложений, красочных эпитетов наиболее ярко передают состояние души лирического героя. Чувства то сковывают его, то теснят (“я был окован”), то, наоборот, переполняют все существо поэта. То прекрасное, что возбудила в душе поэта стихия, он перенесет с собой “в леса, в пустыни молчаливы” и будет помнить “и блеск, и тень, и говор волн” очень долго.

    В следующий этап творчества Пушкин уже вступает как поэт и писатель-реалист. Пребывание в Михайловском, годы, проведенные там, привели к появлению в его произведениях совсем иного пейзажа. Умеренный климат, спокойная природа нашли отражение в новых стихотворениях Пушкина. Теперь центральное место в лирике поэта занимает пейзаж средней полосы России. Это нашло отражение в таких стихотворениях, как “Зимний вечер” (1825), “Зимнее утро” (1829), “Зимняя дорога” (1826). В стихотворении “Зимний вечер”, написанном по дороге в Петербург на допрос по делу декабристов, Пушкин обращается к своей няне, к “доброй подружке бедной юности” поэта. Природа в этом стихотворении олицетворяется:

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя...

    Ритм, особая цветовая палитра, анафора - все это помогает читателю проникнуться настроением лирического героя.

    Для пейзажной лирики Пушкина в реалистический период творчества характерны конкретность и описание самых простых, обыденных вещей. В стихотворении “Зимнее утро” перед нами предстает типичная картина этого времени года. Все произведение проникнуто светлым, радостным, солнечным настроением. Оно как бы “сияет” и блещет. Такое впечатление создается благодаря красочным эпитетам: “великолепными коврами”, “прозрачный лес”, “янтарным блеском”, а также сравнением (“луна, как бледное пятно”). Аллитерация придает особую напевность стихотворению. Пушкин использует контрастные краски: “луна... желтела”, “голубые небеса”, “лес чернеет”, “ель зеленеет”. Все это наиболее полно отражает внутреннее состояние лирического героя.

    Всем хорошо известно, что любимой порой Пушкина была осень, поэтому во многих стихотворениях мы можем видеть описание этой поры года: “Осень” (1833), “Роняет лес багряный свой убор” (1825).

    Особое место занимает отрывок “Осень”. Простой и скромный пейзаж средней полосы России передан во всей его поэтичности. Поэт восторгается видом природы, особенно пышностью и красотой осени, воспринимаемой им как символ вечного обновление жизни. Красота осени показана в сравнении с другими временами года. В отрывке осуществляется синтез прозы и поэзии. Природа, увядающая и печальная, затрагивает струны души поэта.

    Так же как и многие другие темы в творчестве Пушкина, тема природы прошла через вое его творчество, постоянно изменяясь, что было связано с эволюцией творческого метода поэта.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.