|
Сочинение по литературе. Молодой герой первой трети xix векаЕвгений Онегин и Григорий Печорин — два героя, две эпохи, две судьбы. Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах свободы, равенства, братства), поскольку его создатель сформировался как личность в 10-20-е годы XIX века. Другой — типичный представитель молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием, наступившим после восстания на Сенатской площади, отсутствием идеалов вообще. Оба героя открывают многочисленную галерею “лишних людей”. Их, по меткому выражению Герцена, можно считать братьями: “Онегин — это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу... "Герой нашего времени" Лермонтова — его младший брат”. У Онегина и Печорина много сходного: оба они являются представителями столичного дворянства, они богаты, хорошо образованы, оба владеют наукой “страсти нежной”, умны, стоят на голову выше окружающих. В душе их скопились необъятные силы, не находящие положительного применения. Жизнь им скучна, как давно прочитанная книга. И они ее равнодушно листают, зевая от скуки. Еще в поэме “Кавказский пленник” Пушкин ставил своей задачей показать в герое “преждевременную старость души”, которая стала основной чертой молодого поколения. Эта цель была достигнута только в романе “Евгений Онегин”. Онегин — современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяла светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью “по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам”, то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, “страдающий эгоист”, “эгоист поневоле”, — все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как “мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум”. Печорин — другой пример “до времени созревшего”, состарившегося молодого человека Как ни парадоксально это сравнение, тем не менее оно очень четко отражает суть характера Печорина. Невольно вспоминаются строки из “Думы” Лермонтова: Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты - его паденья час! По словам Белинского, Онегин “был не из числа обыкновенных людей”. Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит от того, что у него не было общественно-полезного дела. Печорин — герой 30-х годов XIX века. Это натура более активная, чем Онегин. Печорин жаждет деятельности. У него — сознание своей силы и желание применить эту силу в жизни. В своем дневнике он записывает: “Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”. Возможностей применить свои богатые силы у молодых людей того времени было очень мало. В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века богатые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на мелкие любовные похождения. “Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей...” Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям несчастье: покидают свой дом контрабандисты (“Тамань”), убит Грушниц-кий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера (“Княжна Мери”), умирает Бэла (“Бэла”), зарублен пьяным казаком Вулич (“Фаталист”), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. Причем, Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудье казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаленья... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил”. По словам Белинского, “Герой нашего времени” — это “грустная дума о нашем времени...”, а Печорин — “это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. В предисловии ко второму изданию “Героя нашего времени” Лермонтов не высказал прямо своего отношения к герою. Прежде всего автор ставил перед собой задачу правдиво показать типичного героя своего времени. И все же Лермонтов верит в своего героя, верит в то, что “сердце его жаждет любви чистой и бескорыстной”, в то, что Печорин не стопроцентный эгоист, потому что “эгоизм не страдает, не обвиняет себя, но доволен собою, рад себе...”. Лермонтов, по словам Белинского, верит в духовное возрождение своего героя: “Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви”. Мы восхищаемся гением Пушкина и Лермонтова, сумевших отразить в своих героях веяние времени. Их произведения мы по праву можем назвать документами своей эпохи.
Русские писателиЗарубежные писателиРазное |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.