|
Сочинение по литературе. Сон татьяныСон Татьяны имеет в тексте пушкинского романа важный смысл. Он выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы. О, ней знай сих страшных снов Ты, моя Светлана! Эти строки из баллады Жуковского «Светлана» взяты Пушкиным в качестве эпиграфа к пятой главе. Главное место в ней занимает сон Татьяны – вещий сон, который сбудется. И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена… Сон и явь – все переплелось в сознании девушки. Природа во сне Татьяны живая, земная: бегущий ручей, мостик, сделанный из жердочек… А насколько реально дана картина леса: … недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих Сияет луч светил ночных… Татьяне страшно: Снег рыхлый по колено ей; То длинный сук ее за шею Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет силой… И в этом реальном лесу с Татьяной происходят удивительные приключения. Ей встречается медведь. Почему именно он? Вспомните, а ведь одним из главных героев русских народных сказок является именно медведь. Да, Татьяна напугана, но почему-то вдруг опирается на «лапу с острыми когтями». Вообще сон Татьяны нужно читать с «Сонником». Ведь здесь за каждым образом – символ. Вот наша героиня перебирается через ручей. Ручей в толкователе снов – речь, чьи-то разговоры. Видеть медведя – к свадьбе, замужеству. Мохнатая лапа – намек на богатую жизнь. Да, потом в жизни Татьяны все это сбудется. Но сон пока продолжается. Медведь приводит ее к таинственному шалашу, «где ярко светится окошко». Тут уж начинаются чудеса: … за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой… … Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет. По «Соннику» увидеть чудовищ – к неприятностям. А если приснится свадьба («за дверью крик и звон стакана, как на больших похоронах») – быть похоронам. И вдруг появляется Онегин, «он там хозяин, это ясно». Во сне отражаются мечты Татьяны, ее надежды, ее любовь. Евгений ласков, нежен с нею. Во сне сбылись мечты о любви. В конце сна Татьяна видит Ольгу и Ленского, возникает ссора. Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский… Тонкий, хоть и суеверный ум подсказывает Татьяне, не объясняя причины, что будет ссора Онегина и Ленского. И повод для этого есть: Онегин слишком холоден и себялюбив, слишком наивен Ленский. Любящее сердце помогло ей понять и предугадать приближение несчастья. Сон Татьяны – еще раз доказательство того, насколько поэзия Пушкина близка с народной жизнью, фольклором. Мы видим сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Это доказывает и подбор лексики. Вот волнующая тайна святочных гаданий: «печальная мгла», «ярко светится окошко», «…ветер дунул, загашая огонь светильников ночных». Описание нечистой силы («шайки домовых») подчинено распространенному в культуре и иконографии средних веков и в романтической литературе изображению всякой уродливой нечисти: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой… Подбор других выразительных средств так точен и продуман, что у читателя складывается впечатление, будто это он находится в чарующей мгле и видит этот сказочный сон. Сон у Пушкина – «чудный», мгла – «печальная», поток – «седой», липы – «наги», кусты – «глубоко в снег погружены». Чередование эпитетов, олицетворений позволяет воссоздать дивный, фантастический мир сказочного сна. Этому способствует прием антитезы. Так, образ природы контрастирует с уродливыми чудовищами: … кусты, стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены *** … Копыта, хоботы кривые, Хвосты хохлатые, клыки, Усы, кровавы языки… Найдем во «сне» и необычные сравнения: медведь – «лохматый лакей». Отрывок, как и все произведение (за исключением нескольких строф), написан четырехстопным ямбом. Рифма – смежная и перекрестная. Синтаксический слой отрывка в основном определяют сложные конфигурации. Возьмем, к примеру, четырнадцатую строфу пятой главы: Татьяна в лес; медведь за ней… Она составляет четырнадцать строчек и представляет собой всего одно предложение. При всей художественной ценности «сна», он, без сомнения, позволяет глубже проникнуть во внутренний мир Татьяны, еще раз подтверждая ее связь с народной жизнью, фольклором. Народная поэзия становится ключом к ее сознанию.
Русские писателиЗарубежные писателиРазное |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.