Сочинение по литературе. Стихотворение А. С. Пушкина«.. Вновь я посетил.. »

Готовясь к выпускному сочинению и обдумывая темы вариантов, я взяла на заметку стихотворение А. С. Пушкина “...Вновь я посетил...” по многим причинам. Пушкин давно и прочно занял важное место в моей жизни и в моем круге чтения, в котором “Сказка о мертвой царевне” сменилась поэмой “Руслан и Людмила”, а повесть “Капитанская дочка” — романом “Евгений Онегин”. “Чувства добрые”, пробуждение которых в людях А. С. Пушкин поставил себе в заслугу в стихотворении “Памятник”, повлияли на мое нравственное становление, сформулировали мое представление о чести, порядочности, о “любви к отеческим гробам” и многом другом. Есть у меня и личное воспоминание, относящееся к избранной теме: слова “Здравствуй, племя младое, незнакомое!” я впервые услышала много лет назад, стоя с огромным букетом цветов в ряду первоклассников, впервые переступающих порог школы.

Перечитывая недавно стихотворение “...Вновь я посетил...”, я вдруг испытала тревожно-грустное чувство, вызванное пушкинскими строками. Я поняла, что близится срок подведения итогов первого этапа моей жизни, что, уходя во взрослый мир, я оглянусь назад, переберу в памяти все, что было в детстве и юности, и с надеждой загляну в будущее, манящее к себе грядущими переменами, исполненными надеждами, верой в профессиональную удачу и житейское счастье. Благоговея перед Пушкиным, с трепетом приступаю к анализу его поэтического шедевра.

Стихотворение “.. .Вновь я посетил...” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал после восьмилетнего перерыва. Вспомним: последние годы жизни тяжело давались поэту. Растущая семья и заботы о жене и детях, материальные трудности, заставившие Пушкина надеть “презренный” мундир камер-юнкера, утрата друзей и единомышленников (“иных уж нет, а те далече”), светские сплетни о Наталье Николаевне никак не способствовали творческому вдохновению. Как будто предчувствуя грядущую дуэль и смерть, Александр Сергеевич начинает подводить творческие и жизненные итоги. И в этом смысле стихотворение “...Вновь я посетил...” можно считать предтечей знаменитого “Памятника”, первой частью дилогии, посвященной важным жизненным вехам, в то время как во второй части поэт скажет все о своем творчестве, о том, почему, с его точки зрения, он долго будет “любезен... народу”.

В жанровом отношении я определила бы стихотворение Пушкина как элегию, но такое определение будет явно односторонним. “... Вновь я посетил...” — это одновременно и воспоминание, и пейзажная зарисовка, и пророческий прогноз. Определяющая общий настрой стихотворения элегическая грусть в ключевых местах сменяется оптимистической, жизнерадостной интонацией. А излюбленный поэтом пятистопный ямб позволяет плавно, неторопливо (как в эпическом произведении) поделиться с “племенем младым” думами о прошлом и будущем.

Композиционно в стихотворении можно выделить несколько частей, ключевые слова и словосочетаниякоторых позволяют определить его идейно-тематическое содержание.

Экспозиция констатирует тот факт, что поэт вернулся на родину и что это возвращение вызвало в нем поток воспоминаний. Пушкин доверчиво поверяет нам:

Уж десять лет ушло с тех пор — и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я...

Ключевыми мне представляются две последние строчки: перемены объясняются возрастом, все же остальное — взгляды, убеждения, отношение к друзьям и к власти — осталось неизменным, таким же, каким было в юности мятежной. Упоминая возраст, поэт как бы отсылает нас к стихотворению, написанному им восемь лет назад и связанному с трагическим исходом движения декабристов: “...Я гимны прежние пою...”. В этой неизменности нравственных и идейных позиций Пушкина убеждают и последние строчки экспозиции:

...И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Следующее пятистишие вводит в содержание тему памяти, органично связанную с проанализированным выше мотивом. Упоминания “опального домика” и “бедной няни моей” возвращают нас к важнейшим вехам в жизни поэта. Сюда, в Михайловское, к ссыльному стихотворцу приезжал Иван Иванович Пущин, которому посвящены удивительные по искренности и глубине дружеского чувства строки: и житейское счастье. Благоговея перед Пушкиным, с трепетом приступаю к анализу его поэтического шедевра.

Стихотворение “.. .Вновь я посетил...” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал после восьмилетнего перерыва. Вспомним: последние годы жизни тяжело давались поэту. Растущая семья и заботы о жене и детях, материальные трудности, заставившие Пушкина надеть “презренный” мундир камер-юнкера, утрата друзей и единомышленников (“иных уж нет, а те далече”), светские сплетни о Наталье Николаевне никак не способствовали творческому вдохновению. Как будто предчувствуя грядущую дуэль и смерть, Александр Сергеевич начинает подводить творческие и жизненные итоги. И в этом смысле стихотворение “...Вновь я посетил...” можно считать предтечей знаменитого “Памятника”, первой частью дилогии, посвященной важным жизненным вехам, в то время как во второй части поэт скажет все о своем творчестве, о том, почему, с его точки зрения, он долго будет “любезен... народу”.

В жанровом отношении я определила бы стихотворение Пушкина как элегию, но такое определение будет явно односторонним. “... Вновь я посетил...” — это одновременно и воспоминание, и пейзажная зарисовка, и пророческий прогноз. Определяющая общий настрой стихотворения элегическая грусть в ключевых местах сменяется оптимистической, жизнерадостной интонацией. А излюбленный поэтом пятистопный ямб позволяет плавно, неторопливо (как в эпическом произведении) поделиться с “племенем младым” думами о прошлом и будущем.

Композиционно в стихотворении можно выделить несколько частей, ключевые слова и словосочетания которых позволяют определить его идейно-тематическое содержание.

Экспозиция констатирует тот факт, что поэт вернулся на родину и что это возвращение вызвало в нем поток воспоминаний. Пушкин доверчиво поверяет нам:

Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я...

Ключевыми мне представляются две последние строчки: перемены объясняются возрастом, все же остальное — взгляды, убеждения, отношение к друзьям и к власти — осталось неизменным, таким же, каким было в юности мятежной. Упоминая возраст, поэт как бы отсылает нас к стихотворению, написанному им восемь лет назад и связанному с трагическим исходом движения декабристов: “...Я гимны прежние пою...”. В этой неизменности нравственных и идейных позиций Пушкина убеждают и последние строчки экспозиции:

...И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Следующее пятистишие вводит в содержание тему памяти, органично связанную с проанализированным выше мотивом. Упоминания “опального домика” и “бедной няни моей” возвращают нас к важнейшим вехам в жизни поэта. Сюда, в Михайловское, к ссыльному стихотворцу приезжал Иван Иванович Пущин, которому посвящены удивительные по искренности и глубине дружеского чувства строки:<

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Отсюда, из Михайловского, в 1825 году Пушкин решил тайно отправиться в Петербург, предчувствуя назревавшие великие потрясения, и лишь типично русское суеверие (встречи с зайцем и попом) спасло поэта от неминуемой гибели.

Упоминание Арины Родионовны также не случайно. Няня, приобщившая маленького Александра к русскому народному поэтическому творчеству, оказавшему на него огромное влияние (вспомним хотя бы сказку о Вороне и Орле из “Капитанской дочки”), к моменту написания “...Вновь я посетил...” пополнила пушкинский мартиролог, нашла свое место рядом с Дельвигом, казненными декабристами и другими друзьями и соратниками.

Далее в стихотворении предстает среднерусский пейзаж, живо напоминающий нам пейзаж “Деревни”. Пушкин и через 16 лет после создания антикрепостнического стихотворения убежден, что природа, сколь бы скудной она ни была, прекрасна и гармонична, поскольку естественна в своем свободном проявлении. Вот строчки об озере:

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно, синея, стелется широко.

Постоянность, неизменность природы (знакомые три сосны, снова увиденные поэтом) подчеркнуты Пушкиным для того, чтобы напомнить нам, что это частичка родины, свидетель прошлого (“На границевладений дедовских...”), достойного любви и уважения. Пейзаж стихотворения напомнил нам и о том, что поэт всегда наделял природу способностью чувствовать, вести диалог, сопереживать людям. Отсюда и прямое обращение к ней:

Здравствуй, племя Младое, незнакомое!

Одухотворяя природное, Пушкин делится с молодыми сосенками своими мыслями о будущем, последней теме анализируемого стихотворения. Предвидение поэта оптимистично: его внук окружен приятелями, и мысли его веселы и приятны. Может быть, потому, что сбылось пушкинское пророчество:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

Не может не вспомнить, проходя мимо сосен, внук своего деда, как не может любой русский человек забыть того, кто “восславил свободу и милость к падшим призывал”. Упоминанием внука Пушкин как бы намечает мостик между уже написанным “...Вновь я посетил...” и грядущим “Памятником”, откуда я взяла эти строки.

Анализируя текст, нельзя пройти мимо языка этого чудесного стихотворения. Он прост и одновременно изыскан, причем простота и изысканность удивительно органично сочетаются друг с другом. Высокопоэтичное, книжное “меж нив златых и пажитей



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.