Сочинение по литературе. Особенности проблематики одного из произведений В. Распутина.

Валентин Распутин – один из известнейших писателей нашего времени, в творчестве которого важнейшее место занимает проблема взаимоотношения человека с природой.

Образ «единой реальности», идеального мира-порядка, насильственно уничтоженого человеком, создаёт автор в повести «Прощание с Матёрой», написанной в середине семидесятых годов 20-го века. Произведение появилось в тот момент, когда процесс

разрушения связи человека с природой дошёл до критической точки: в результате строительства искусственных водохранилищ под воду уходили плодородные земли, разрабатывались проекты по переброске северных рек, уничтожались неперспективные деревни.

Распутин увидел глубинную связь экологических и нравственных процессов – утрату миром изначальной гармонии, разрушение связей этического мира личности и русской духовной традиции. В «Прощании с Матёрой» эту гармонию олицетворяют жители деревни, старики и старухи, и прежде всего, бабка Дарья. Распутин показал идеальный мир природы и человека, живущего в согласии с ним, выполняющим свой трудовой долг – сохранение памяти о предках. Отец Дарьи когда-то оставил ей завещание : «Живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ём, что мы были…» Эти слова во многом определили её поступки и отношения с людьми. Автор развивает в повести мотив «последнего срока», суть которого заключена в том, что каждый человек

своим присутствием в мире устанавливает связь между прошлым, настоящим и будущим.В повести присутствуют два мира: праведный, который бабка Дарья называет «тут! »,- это Матёра, где всё «знакомо, обжито и проторено», и мир греховный – «там» –поджёгщики и новый посёлок. Каждый из этих миров живёт по своим законам. Матёринские старики не могут принять жизнь «там», где «про душу забыли», совесть «истрепали», память «истончили», а ведь «мёртвые…спросят».

Важнейшей проблемой повести является целесообразность вмешательства человека в мир природы. «Какой ценой?»,- мучается вопросом сын бабки Дарьи Павел. Оказывается, труд, который с точки зрения христианской психологии есть благодетель, может стать разрушительной силой. Эта мысль возникает в рассуждениях Павла о том, что новый посёлок построен как-то неполюдски, «несуразно».

Возведение ГЭС , в результате которой будет затоплен остров Матёра, разорение кладбища, сожжение домов и леса – всё это больше похоже на войну с миром природы, а не на его преображение. Как трагедию воспринимает всё происходящее бабка Дарья : «Нынче свет пополам переломился». Уверена старая Дарья и в том, что лёгкость, с которой люди рвут все связи, безболезненность растования с родной землёй, домом, являются составными «облегчённой жизни» людей беспамятных, равнодушных и даже жестоких. Называет таких людей Дарья «обсевками».

В.Распутин с горечью отмечает, что утрачено чувство родства, потеряна в сознании молодых людей родовая память, и поэтому им непонятна боль стариков, прощающихся с Матёрой как с живым существом.

Эпизод разрушения кладбища, спасать которое бросаются жители деревни один из ключевых в повести. Для них кладбище – это мир, в котором продолжают жить их предки. Стереть его с лица земли – это преступление. Разорвётся тогда невидимая нить,

связывающая мир воедино. Вот почему на пути бульдозера встают древние старухи.

Человек в художественной концепции Распутина неотделим от внешнего мира – животного, растительного, космоса. При нарушении даже одного звена этого единства рвётся вся цепь , мир утрачивает гармонию.

Близкую смерть Матёры первым предчувствует Хозяин острова – маленький зверёк, который символизирует, по замыслу автора, природу в целом. Этот образ придаёт повествованию особый глубинный смысл. Он позволяет увидеть и услышать то, что скрыто от человека : прощальные стоны изб, «дыхание взрастающей травы», притаённую

возню пичуг,- одним словом, почувствовать обречённость и близкую гибель деревни.

«Чему быть, того не миновать»,- смирился Хозяин. И в его словах – свидетельство беспомощности природы перед человеком. «Какой ценой?»,- этот вопрос не возникает у поджёгчиков, чиновника Воронцова или «товарища Жука из отдела по зоне затопления». Мучает этот вопрос Дарью, Екатерину, Павла и самого автора.

Повесть «Прощание с Матёрой» даёт ответ на этот вопрос : ценой утраты «природного лада», гибели праведного мира. Он (мир) тонет, поглощается туманом, теряется.

Финал произведения трагичен: оставшиеся в Матёре старики слышат тоскливый вой – «прощальный голос Хозяина».Подобная развязка закономерна. Она определена идеей Распутина. А идея такова: люди без души и без Бога( «в ком душа, в том и Бог»,-говорит бабка Дарья) бездумно осуществляют преобразования природы, суть которых в насилии над всем живым. Разрушая гармоничный мир природы, человек обречён разрушить себя самого.

Валентин Распутин – наш современник, труженик и творец. Произведения его, написанные в 70-е годы, актуальны по сей день. Писатель предостерегает нас против дерзкого обращения с природой, против самоуверенного вмешательства в заведенный

ею порядок. «Прощание с Матерой» - повесть о том, как строили в 70-е годы ГЭС и затопляли деревни, встававшие на пути.

Матера – старая деревня, расположенная на острове посреди реки Ангары. Затопление Матерой неизбежно, но вся все дело в том, что за образом Матёры-деревни скрывается материк прежней крестьянской жизни. А жизнь эту с ее опытом, глубинкой, культурой надо бы сберечь, передать потомкам… Когда объявили, что деревню надо затоплять, люди начали сниматься со своих мест и переезжать в город или в новый поселок. Люди – это душа Матёры. Они уезжают, и Матёра предчувствует скорую гибель «… уж повяла деревня…, как подрубленное дерево…, сошла с привычного хода».

Главная героиня повести – простая деревенская старуха Дарья. Именно через нее автор передает нам свои главные мысли. В избе у Дарьи часто собирались другие старухи: Сима, Настасья. Попивая чай, они вели разговоры все об одном: о предстоящем затоплении Матеры и о вынужденном переезде. «Кто ж старое дерево пересаживает?!», - говорит Настасья. Понимают старухи, что пропадут они без своей родной деревни, без могилок родственников. «Доведись до меня, взяла бы и никуда не тронулась. Пушай топят, ежели так надо», - рассуждает Дарья. Она готова остаться здесь навсегда. За долгие

годы старуха сжилась со своей деревней, со своей избой. Она уже не мыслит никакой жизни без этого. Дарья пытается понять, зачем она вообще жила так долго на белом свете, если сейчас судьба ее так жестоко за что-то наказывает. Она ведь чувствует ответственность за всю деревню! «Нет… я про себя, прости Господи, не возьмусь сказать, что это я жила… Слишком много со мной не сходится…».

Понимает Дарья, что не зря жила, но испытывает тревожную неловкость от того, что не может в полной мере распоряжаться своей судьбой, от этого ей неспокойно. Она чувствует, что какого-то важнейшего своего предназначения люди не исполняют.

Дарье казалось, что «… нет ничего несправедливей в свете, когда… человек доживает до бесполезности».

Жалеет деревню и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто «не поливал потом каждую борозду», но он согласен и с тем, что наука важнее природы; он понимает, что плотина нужна, и они должны переселиться. Но не может смириться с этой правдой бабка Дарья, ведь затопят могилы, а это память. Она уверена, что «правда в памяти, у кого нет памяти – у того нет жизни». Она хочет здравого смысла, хочет только одного: чтобы понимали люди, что жизнь должна каждым новым поколением подхватываться и продолжаться, а не начинаться с чистого листа «… эта возникшая… тихая глубокая боль, что ты и не знал, что ты – не только то, что ты носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя,… Быть может, лишь это одно и вечно». Оно передается «от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам…» Распутин рассуждает о вечности, о преемственности поколений, о том, что существует невидимая нить, связывающая поколения. Не должна разрываться цепь поколений.

Дарья рассуждает о молодежи: «Вам что Матера, что хомра… Тут не приросли и негде не прирастете, ниче вам не жалко будет». Матера… «это земля-то всем принадлежит – кто до нас был и кто после нас придет… Вам ее старшие поручили, чтобы вы жисть прожили и младшим передали», - говорит Дарья внуку.

Старуха просит прощения у Господа за всех людей: «Прости нам, Господи, что слабы мы… и разорены душой… » Она с ужасом думает: «Неужели и о Матёре люди, которые не останутся, будут вспоминать не больше, чем о прошлогоднем снеге? » Очень близко к сердцу воспринимают старухи все, что творится в деревне: разорение кладбища, поджог домов… Когда горела мельница, старухи пошли в последний раз посмотреть на нее и дать ей почувствовать, как болят за всё происходящие их души.

Дарья часто приходила на кладбище, разговаривала с могилками своих родителей, пыталась понять, в чем ее вина, что все так случилось.

И не только люди, но и сама природа против такого грубого вторжения в ее жизнь. Например, могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал, не сломился. Но природа не можетр быть вочной!..

В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – главная тема этого произведения.

Хотя и строится новый поселок, в нем уже нет стержня той деревенской жизни, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с природой.

Прощаясь с Матёрой, Дарья будто бы проводила в последний путь человека

Простившись с деревней и с избой, Дарья успокоилась. Она готова уехать, куда угодно, пусть делают с ней, что хотят…

Сердцем она всегда будет в Матёре, на земле отцов и дедов.

Через деревню Матёру, через старуха Дарью Распутин показывает свое беспокойство за судьбу сельского жителя и русской деревни беспокойство за всех нас, за наше будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам – это и вопрос об отношении к Родине.

В Сибири, где реки петляют, а потом распадаются на несколько развилок, есть понятие «Матера». Так называют основное течение, стержень реки. Отсюда и Матера у Валентина Распутина, имеющая один общий корень со словами мастерство, матерость. Автор показывает, что речевое название старой деревеньки заложено умом и чувством народа.

Матера, сросшаяся своим именем не только с землей, но и с людьми, должна исчезнуть. Она станет дном грядущего моря.

Дома, огороды, луга, кладбище – все это уйдет под воду навечно. А это – смерть. И поэтому все человеческие дела и заботы в эти последние дни деревни обнажились. Каждое слово обрело резкую отчетливость и первоначальный смысл. Всякий поступок

стал говорить о человеке и мире как будто последней правды, потому что «истинный человек, - как пишет Распутин, - высказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните».

А в повести не один человек, здесь целая жизнь деревни и ее жителей. Она оборвалась бы неслышно, если бы не памятливая и неуступчивая старуха Дарья Пинигина. Такие как она, в каждом селе объединяют строгих и справедливых, под защиту которых «стягиваются слабые и страдательные». Пинигина из «ранешных» людей, которые «совесть сильно различали» и считали, что «жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай. Однуе бы только Матеру?!»

Другая жительница деревеньки – Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете – это лишить его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: «Кто ж старое дерево пересаживает?!»

Символична та весть, которая побудила героев активно действовать. Ее принес Богодул. Этот герой воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры. Живет он на острове, одному богу известно сколько лет. Выйдя к сидящим за самоваром старухам, он сказал: «Мертвых грабют». Наверное многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда добрались старики до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградни и кресты, чтобы сжечь их одним огнем». Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище – нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, «задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать, у тебя тут лежат?

Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У каждого человека духа хватит»». Ее поддерживает вся деревня.

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относится потомки, беря пример с нас. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», - писал еще Пушкин. Об этом твердит старуха Дарья. Об этом, подхватывая ее правду, не устает говорить автор. Всей уходящей деревенской жизнью Распутин напоминает нам, что мы – только звено в цепи существования. Вселенского мира.

Размышляя об этом, автор показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроится на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще, он уверен, что память – это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей будут созидать, разрушая. А когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. Что ему придется ответить когда-нибудь своим предкам? Об этом думает Дарья. Она переживает за своего внука и жалеет его.

Еще хуже с совестью у таких как Петруха. Он поджег собственный дом, для того, чтобы получить денежную компенсацию. Его устраивает то, что за разрушения платят деньги.

Новый поселок, куда должны перебраться сельчане, сработан красиво: домик к домику. Но поставлен он как-то несуразно, не по-людски. Наверное, и прощаться, в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой.

Да, Дарья видит, что уход деревни неизбежен. Но старуху тревожит, как легко прощаются с Матерой люди, как бесцеремонны с могилами, за которыми вековая жизнь и память. Академик Дмитрий Лихачев писал на полях «Прощания»: «Во все века и во всех странах сознание собственной смертности воспитывало и приучало думать о том, какую память мы по себе оставим».

Всю повесть, все оставшиеся до затопления дни Дарья собирает материнскую историю. Старуха торопится обдумать ее и воссоединить, чтобы хоть в ее сердце деревня дожила по-человечески, не уронив себя. Дарья хочет, чтобы весь опыт Матеры не канул без внимания: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Знает это и Распутин, потому он показывает всей своей повестью, что деревня Матера – это стержень, истоки человеческой жизни, нравственных отношений.

Всему миру известны повести и рассказы В. Распутина «Уроки французского», «Последний срок», «Живи и помни», «деньги для Марии» и другие. Повесть «Прощание с Матёрой» - в ряду этих произведений. Она представляет собой печальное слово памяти по сибирской деревне, уходящей под воду. В повести и присутствуют и глубокие личные переживания автора. Сибирская деревня Аталанка, где писатель провел свои детские годы, тоже оказалась на дне Братского моря.

В произведении присутствуют реальные факты. Автор описывает затопление острова и расположенной на нем деревни Матёра в результате строения на Ангаре новой гидроэлектростанции. Писатель ставит в своем произведении важнейшие проблемы:

отношение человека и природы, историческая память, роль и место человека в ряду ушедших и будущих поколений.

Уже с самого начала произведения мы встречаемся с описанием природы: идет весна, несущая вечное обновление жизни. «И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду…» Так было много раз, так было всегда. Но теперь все изменилось, и эта весна – последняя для Матёры.

В напряженных размышлениях и поступках героев автор показывает, как неожиданно ворвавшееся в жизнь людей событие меняет их характеры, открывает самые сокровенные уголки их души. Отношение к затопляемой деревне, к частичке родной земли показывает нравственность в человеке, его чувство к исторической памяти. В этом суть тревожных раздумий писателя. Это событие высвечивает целую гамму характеров. Для людей, которые прибыли на остров с целью вести подготовительные работы к затоплению, эта земля – чужая. У них нет чувства грусти от того, что под воду уходит прекрасная деревня, у них нет и сочувствия к горю стариков и старух, переселяемых с родной земли. Более того, именно с уничтожения сельского кладбища начинается «санитарная очистка» острова.

И сами жители Матёры относятся к ее трагической судьбе по-разному. Пьяница Петруха сам поджигает свою избу, чтобы получить от государства страховку. Недалеко от него ушла и ожесточенная доярка Клавка Стригунова: «Давно пора сковырнуть вашу Матёру и по Ангаре пустить», - в сердцах заявляет она.

Совсем иначе воспринимают судьбу родной деревни ее истинные хозяева и труженики. Эти люди прожили здесь всю жизнь, скромно, подчиняясь законам совести.

Главная героиня повести – Дарья Пинигина. Именно в ее рассуждения автор вложил собственные мысли о духовности и бездуховности современного человека, его отношении к людям, о проблеме смерти и бессмертия. Именно Дарья наиболее тяжело переживает трагедию родной деревни. Она привязана к Матёре, она ощущает свое родство с этой землей. Здесь родились и прожили не одно поколение Пинигиных. Эти просторы передавались в наследство от прадедов к дедам, от отцов к сыновьям. И Дарья всю жизнь стремилась хранить доверенное ей предками богатство. Трагическая судьба родной деревни нестерпима для Дарьи. Для нее очень остро стоит проблема исторической памяти. Она осознает себя наследником прошлого и чувствует свою ответственность перед будущим. «Правда – в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - убеждена Дарья.

Она с огромной болью воспринимает известие о том, что на кладбище поруганы могилы предков. Для нее подобный поступок – признак одичания человека. Смысл своей жизни Дарья видит в том, чтобы хранить и передавать память людях, честно живших на этой земле. Она считает, что в этом – бессмертие умерших. Перед ними у нее чувство священного долга. А затопление могил и переезд в другое место означает нарушение этой связи. Дарью терзает мысль о том, что они с сыном Павлом так и не успели перенести на другое место могилы своих предков. Сцены прощания Дарьи с могилами близких и родной избой наполнены глубокой поэзией. Свою избу перед поджогом Дарья убирает, белит и обряжает, как обряжают покойника перед похоронами. Она оплакивает ее и прощается с ней всю ночь накануне поджога.

Дарье больно и горько за односельчан типа Петрухи или Клавки, которым безразлична судьба их дома, их малой родины. Они остаются равнодушными к трагедии родной деревни. Но еще больнее и обиднее ей за то, что ее родной внук Андрей не ощущает

зова родной земли, не привязан к ней, лишен чувства единения с природой. Дарье больно от того, что новое поколение непамятливо и разорено духовно. Спор Дарьи с внуком – основной эпизод, направленный на раскрытие еще одной проблемы произведения: человек и научно-технический прогресс. «Человек – царь природы», - гордо заявляет Андрей. «Вот-вот, поцарюет, поцарюет, да и загорюет», - отвечает старуха.

Главную героиню остро волнует ощущение человеком всевластия над природой, которую он при помощи современной техники способен теперь «покорять» без труда. Дарья понимает, что научно-технический прогресс разъединяет человека с природой, губит среду обитания, внушает человеку ложную гордость за его достижения. Повесть «Прощание с Матёрой» - своего рода нравственная исповедь. На это нацелено все ее художественное своеобразие.

Автор использует много средств художественной выразительности: внутренние монологи и напряженные диалоги, авторские лирические и философские отступления, вставные новеллы, фантастические образы,. Молитвы, размышления героев и их видения. Все эти приемы помогают читателю лучше понять переживания героев, пробуждают нравственное самосознание, взывают к сердцу, разуму и совести.

«Изба с заколоченными ставнями» - так назывался публицистический очерк В. Распутина, вышедший в журнале "Наш современник" в 1988г. Об истоках русского национального характера, о причинах тех бед, которые обрушились на нашу страну, размышляет писатель. Доступно и лаконично В. Распутин высказывает в очерке одну простую истину, истоки национального характера в деревне. Сохраним самобытный, богатый народными традициями крестьянский уклад - сохраним и Россию. С болью в сердце писатель говорит о разрушении народных устоев, об исчезновении деревни. Эту тему можно считать основной в творчестве Распутина.

В 1989 г в журнале "Наш современник " был опубликован рассказ "Изба". Как и в большинстве других произведений этого писателя, действие здесь происходит в деревне. Главные герои «Избы» - люди пожилые. Рассказ заставляет обратиться к нашим истокам. Сегодня человеку, пожалуй, недостает того, чем богаты герои рассказа: духовности, верности традициям, по-настоящему родственных связей. Но, с другой стороны, мы получаем столько удобств, всякого рода возможностей, перспектив, идя по пути прогресса. Что же важнее: духовные или материальные ценности? Где, правда? На глобальные вопросы лучше всего отвечает жизнь. Для самого Распутина очень важно помнить историю и любить свою родину. Быть может, это звучит банально, но сердце писателя сжимается от боли при виде общества, которое "поменяло смысл жизни" и теряет Бога.

Он очень бережно относится к национальному наследию. Особенно дорого писателю имя Пушкина: именно он многих «привел к Отечеству, опалил его сладким дымом, указал на святость вековых камней». В прошлом веке люди тоже испытывали «возбужденный зуд отлепиться от национального тела». И заслуга великого поэта, помимо всего прочего, в том, что он сумел вовремя разглядеть эту опасность и отказаться от подобных идей. Возможно, именно поэтому его и называют светочем русской культуры, что больше всего Пушкин любил и ценил свое, родное. Этим он и близок каждому русскому человеку, в том числе и Распутину. Умение дорожить народными традициями писатель ценит и в своих стариках-героях рассказов и повестей.

Почему всегда старики? По словам Распутина "наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям".

Таковы герои и в рассказе "Изба". Сюжет его, на первый взгляд довольно прост. Из-за грядущего затопления всех людей из деревень, стоящих на Ангаре, заставляют переехать. Эта же участь постигает и Агафью, женщину лет пятидесяти, живущую в Криволуцкой. А дальше идет подробное описание того, как она то в одиночку, то с чьей-то помощью возводит свою избу на новом месте. Из-за этого, казалось бы, незначительного события круто меняется жизнь Агафьи. Она потеряла все, что давало ей опору, уверенность в будущем. А теперь, оказавшись в стороне от своих односельчан, эта женщина выглядит совершенно несчастной, выбитой из колеи. Она каждый вечер бегает ночевать в Криволуцкую. Родной дом, вернее, то, что от него осталось. Ангара, тайга- все это придает ей силы, помогает преодолеть страх. И уже с энергией, которой позавидовали бы

молодые, Агафья возводит заново свою избу. Но как эта изба строится из старых бревен, так и жизнь героини возводится на прежних началах и принципах. Она никак не может понять условий нынешней жизни и принять их. Почему молодежь уезжает из деревни, бросает "могилы и старину"?

И это непонимание усиливает ее душевную боль, личную трагедию. Дочь Ольга одна из первых переехала в город, когда ей было пятнадцать лет. Потом родила ребенка без отца и в итоге спилась. Какой жестокий пример и урок дала жизнь всем деревенским девчонкам, раньше завидовавшим Ольге. Да разве только им? Чтобы твердо стоять на ногах нужно держаться корней - вот простая мудрость, о которой в наши дни забыли. Помнят о ней лишь герои рассказа Агафья да Савелий, такой же одинокий старик. Сладкими воспоминаниями всплывают в их сознании картины прошлого, когда вечером, сидя у огня, пели песни, рассказывали сказки да "ужасти", как топили печь по-старинке. Есть в этом что-то волшебное, притягательное, задевающее за живое, что-то очищающее душу, лечащее ее. Где сегодня встретишь такое? Плоды прогресса, как приемник, и телевизор, «убивает родную песню чужеголосьем», издеваются над душой. А душа, по мнению В. Распутина, христианка. Для нее "нет ничего целебнее печали, нет ничего слаще ее и сильнее, она вместе с терпением вскормила в нас необыкновенную выносливость". Эта святая печаль, "неохватно-спокойная, проникновенная, нежная". Ею пронизано сердце Агафьи. А героиню силой вталкивают в новую жизнь, чужую и непонятную, где ее духовным ценностям нет места. То же переживает и Савелий. По выражению Агафьи, "было в нем что-то дальнее", оттуда, из прошлого, основательное, надежное... Но и он не выдержал, подался уговорам родственникам и уехал в райцентр. Как ни трудно было герою это сделать, он порвал связь с землей, с "могилами и стариной". Но "у одного стебля корни дважды не отрастают". Узнала Агафья, что Савелий вскоре умер от рака. Героиня же до конца несла свой крест, ни секунды себя не жалея. Когда она лежала в больнице, ей приснился сон о том, что ее похоронили не в гробу, а в избе. И, словно в награду ей, происходит чудо, подобное тем, что были в сказках, услышанных ею в детстве. Можно сказать, что сон оказался пророческим.

После смерти Агафьи умерло ее пристанище. "Изба осталась сиротой. Зиму простояла она безжизненной -ни дымка, ни огонька, с закрытыми наглухо окнами, оцепеневшая., бездушная, холодная, скорбная. . . умершая безмогильно". Наводила она "на живых тяжелую тоску". А когда "кто-то догадался открыть ставни" и "дать свет в окошки", "...задышала изба, очнулась, натянулась., вся, подставила солнцу маленькие ослепшие глаза., заслезились, принимая тепло, и за два дня скинула с себя смертельный вид. - Господи! - крестились бабы, оборачиваясь на избу. - Будто Агафья воротилась". Теперь

около нее, как прежде ночи у огня, печалятся старухи, отходя душой. К вместе с избой живет память о русской женщине.

Поэтому так и называется произведение Распутин а, повествующее о судьбе Агафьи. Образ избы является ключевым в рассказе. Он одухотворен. Писатель говорит нам о

рождении, жизни, смерти и воскрешении Дома. Изба была "зачата", осталось только выносить да родить". И после того, как она была построена, Агафья "лелеяла " ее: "по старинке скребла половицы косарем и натирала их песочком... "

Когда хозяйка умерла, "изба осталась сиротой". "Снег завалил ее сверху и снизу". Так и "коченела" она до тех пор, пока ей не дали света. А по теплу стали заходить к ней старухи. И "как бы сразу оказывались в другом мире, где царят "покой, сладкая н далеко уходящая задумчивость", в которой "неслышно и согласно беседуют одни только души". Как

нимб, над Агафьиной избой "висело тонкое, прозрачное зарево из солнечного и лунного света".

Но время идет. Старушек, посещающих дом Агафьи, становится все меньше и меньше. "Год от года ужимается в поселке жизнь". Ветшает внешне и сам Дом. Мир вокруг него находится на грани катастрофы. Недаром в описание избы в, финале рассказа введен библейский мотив: "... видно было от нее на все четыре стороны света". Это уже редвестие Страшного суда. Бездуховный, погрязший, в мелочах, мир не думает о нем. Но Агафьин Дом вбирает внутрь себя и хранит все самое святое: святую печаль, страдание, подвижничество, представление о совести. Поэтому описание избы накануне катастрофы

начинают и заканчивают рассказ. В первом из них большое количество конкретных деталей. Она "почерневшая", "осевшая на левый затемненный угол", постаревшая "до дряхлости", с оконными стеклами, забитыми пылью. Но из последних сил держит

достоинство и стоит "высоконько и подобранно".

Смысл другого описания более глубокий. Мир вокруг Агафьинои избы кажется усталым, разбитым, радость его - "вытершейся". "Сколько здесь скопилось невыразимых воздыханий, что тучки на небе задерживались над этим местом и полнились ими, унося с собой жатву людских сердец". Создается впечатление, "что изнашивается весь мир". А на него смотрят окна Дома, "как у всякого живого существа", смотрят "изнутри". Изба становится метафорическим образом скрытых возможностей русского характера. При внешнем убожестве в ней "дремлют такое упорство, такая выносливость, встроенные здесь изначально, что нет им ни какой веры», Только отзовутся они в том случае, если их «окликнуть», заявить о востребованности лучших качеств человеческой души.

Какая же идея может заставить «отозваться» эти безмерные силы? По Распутину, это домостроительство в самом широком смысле этого слова. Устройство собственной души, ее лада - вот первое условие противостояния «процессу изнашивания».

Второе - устройство дома как состояния русской жизни, которое должно быть основано на забытых коренных началах: упорстве, выносливости, трудолюбия. Все это дремлет в народе, но отзовется если окликнуть. Только окликнут ли?



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.