Сочинение по литературе. Мир поэзии 1970-90-х годов

    У большинства читателей и критиков укрепилось убеждение, что со смертью Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Александра Твардовского, с уходом из жизни таких литературных авторитетов, как Ярослав Смеляков, Леонид Мартынов, Михаил Светлов, Сергей Наровчатов, современная русская поэзия превратилась в сообщество поэтов без общепризнанных лидеров и стала напоминать "рельеф без вершин".

    Говорят, что интерес к поэзии значительно уменьшился. Произошло это, скорее всего, потому, что изменилось общество, ослабел социальный тонус. Теперь уже не зовут на комсомольские стройки, освоение целины, завоевание космоса. Может быть, просто сменилось представление о задачах поэзии, о ее месте и роли в культуре, духовной жизни общества. А это, в свою очередь, не что иное, как отражение стремлений самого современного человека. Он больше склонен заглядывать внутрь себя, чтобы познать истину. Таким образом, маятник поэзии качнулся от чрезмерной публицистичности 50-60-х годов в сторону асоциальное™.

    Но это не означает полной однородности современной поэзии. В ней сосуществуют разнонаправленные тенденции, прослеживаются разные "слои" и "уровни". Затишье застоя, сковывавшего "свободное течение стиха", взорвалось мощной лирической волной в защиту природы. А. Жигулин, выражая эмоциональное состояние многих современников, темпераментно восклицает:

    Все на свете суета

    Рядом с мудрой красотою

    Придорожного куста.

    Об угрозе жизни на земле предупреждает Н, Прялкин:

    И великое пламя над миром прошло,

     А верней — пронеслось!

    И от прежних лесов только птичье крыло

    Сохранить удалось.

    Поэт В. Федоров обращается с призывом внять безмерным страданиям терпеливой и мудрой кормилицы и предлагает свою программу спасения природы и человека:

    Чтобы себя и мир спасти,

    Нам нужно, не теряя годы,

    Забыть все культы

    И ввести

    Непогрешимый культ природы.

    В продолжение этой темы звучат стихи Николая Рубцова и Анатолия Передреева. Здесь и тревога за судьбу родной земли, и тема отчего дома, приюта для души. Н. Рубцов так выражает свои сокровенные мысли:

    Но моя родимая землица

     Надо мной удерживает власть,

    Память возвращается, как птица,

     В то гнездо, в котором родилась.

    Поэзия совершает огромной важности открытие: “Равнина. Родина. Земля.” Анатолий Передреев в своих самых главных, самых “представительных” стихах говорит об окраине, околице, лебеде у дороги, о том бытии, которое ему близко и совпадает с его душевным состоянием:

    Кричит петух

    Рассветный и охрипший...

    Чуть шевелит солому ветерок...

    Кричит петух

    И бьет крылом по крыше —

    Роняет утро

    Белое перо.

    Передреев создал страшные стихи о сжигающей нас беде — всенародном пьянстве. Эти стихи стали пророчеством, в них говорит жесткая и_ темная тоска по человеческому образу жизни.

    Люди пьют... Все устои рушатся —

    Хлещут насмерть, не на живот.

    Разлагаются все содружества,

    Все сотрудничества и супружества, —

    Собутыльничество живет.

    Анатолию Передрееву всегда было свойственно глубокое уважение к дому: к каждому в отдельности и к Дому вообще как воплощению мира и “лада”. Это было сознательное обережение себя от грозящего со всех сторон, а также изнутри неблагообразия и хаоса. Вот строки из его стихотворения “Отчий дом”.

    В этом доме

    Думают,

    Гадают

    Обо мне

    Мой отец и мать...

    В этом доме

    Ждет меня годами

    Прибранная, чистая кровать.

    В черных рамках —

    Братьев старших лица

    На беленых

    Глиняных стенах...

    Не скрипят,

    Не гнутся половицы,

    Навсегда

    Забыв об их шагах...

    Особое место в поэзии занимает сегодня тема войны. Лирика о Великой Отечественной войне "плавно перетекает" в стихотворения о братоубийственной войне в Грузии, Осетии, Чечне. Ю. Белаш в сборнике "Окопная земля" скорбит о бессмысленно погибших ребятах:

    И поскольку своя — не чужая забота,

     Поднялась, как один, вся стрелковая рота

    И потом ночевали .. половина — на хуторе,

     А другая — снегами навеки окутана.

    Поэт пытается предостеречь от страшных последствий войны:

    ...от крови шалеешь — и себя не жалеешь, и врага не жалеешь.

    И настолько уже воевать привыкаешь,

    Что и не нужно, а все же стреляешь...

    Приметой нашего времени является "развал" великой державы, разделение республик на государства. М. Шлаин грустно констатирует:

    Вот и нет ее, прежней державы...

    И сейчас у нас все по-другому:

    Будто люди сидели и — глядь —

    Поднялись вдруг и вышли из дому...

    Поэт говорит о том, что разорвались связи между людьми и многие живут "вхолостую, вслепую, впустую — в доме брошенном, в мире пустом". Евгений Евтушенко так пишет об этом:

    Как во время войны,

    Потерялись три стены,

    Крыша, двери, парты.

    Ото всей большой страны

    Только клочья карты.

    Жанр поэтической песни стал очень популярным в 70-80-е годы. Речь идет об "авторской песне" Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Кима, Вероники Долиной. Эта песня не нуждалась в одобрении официальной цензуры и переходила с магнитофона на магнитофон, а в последние годы заняла достойное место в поэтических сборниках. Авторская песня содержала всегда всем понятный подтекст. Стоит вспомнить об "Охоте на волков" В. Высоцкого или "Римской империи" Б. Окуджавы:

    Свора псов, ты со стаей моей не вяжись,

     В равной сваре — за нами удача.

     Волки мы — хороша наша волчья жизнь.

     Вы собаки — смерть вам собачья.

    Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.

    Современная поэзия подобно пушкинской "свободной стихии" разнообразна и многозначна. Из ее глубин пробиваются и народная, песенная лирика, и мощное течение классического стиха, в котором отражается красота земли, и "громокипящие" валы гражданской поэзии. Она вмещает весь мир человеческого отношения к происходящему, облекает их в слово.

    Юрий Поликарпович Кузнецов — один из немногих поэтов, творчество которого включает в себя целые миры сознания современного человека. Его поэзия отличается сложностью и неоднозначностью: здесь и ярко выраженное фольклорное начало, и традиция русской классики, и мироощущение , русского модернизма XX века.

    Что там шумит? Это клонится хмель,

     Клонится пуля, летящая в цель,

    Клонится мать над дитятей родным.

    Клонится слава, и время, и дым,

    Клонится, клонится свод голубой

     Над непокрытой моей головой.

     Клонится древо познанья в раю.

    Падает яблоко в руку мою.

     (“Тайна славян”)

    У Кузнецова сказ о добром молодце приобретает глубокий философский смысл. Вот герой спорит с горой, стоящей на его пути, несмотря на то, что предупрежден о верной гибели:

    Мать-Вселенную поверну вверх дном,

    А потом засну богатырским сном.

    Настоящим приговором экспериментам XX столетия звучит “Атомная сказка”. В коротком стихотворении говорится о том, как Иванушка запустил стрелу в поисках счастья, “пошел в направлении полета” и нашел царевну-лягушку. Но в отличие от известного сказочного героя кузнецовский Иванушка — прагматик и аналитик. Он ставит опыт: вскрывает лягушку и пускает электрический ток.

    В долгих муках она умирала,

    В каждой жилке стучали века.

    И улыбка познанья играла

    На счастливом лице дурака.

    Через таких мастеров как Юрий Кузнецов наша поэзия выходит на новые рубежи духовной работы человека над самим собой. Тема битвы добра и зла внутри человека, тема нравственного совершенствования личности — важнейшая на сегодняшний день. Об этом слова Учителя из одного стихотворения поэта:

    В душе и рядом бьется тьма со светом,

    И первый крик младенца — он об этом.

     Раскаты грома слышатся в крови,

    Но говорю вам: истина в любви.

    Не ждите чуда, не просите хлеба.

     Ваш путь туда! — он указал на небо.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.