Сочинение по литературе. Поэты-декабристы

Для чего мне дом огромный? Дайте мне шалаш, укромный Из соломы и ветвей, Дайте дружбу и свободу — Стану петь, хвалить природу, Как на воле соловей! Ф. Н. Глинка «Декабризм» широкое идеологическое движение, захватившее в 1816-1825 годах самые различные стороны общественной жизни России. Ярче всего проявился «декабризм» в художественной литературе, и именно через нее оказал заметное влияние на мировоззрение современников. Поэты-декабристы исходили из того, что высшей и основной задачей литературы является ее гражданское служение обществу. Характерной особенностью декабристской романтической поэзии было ее стремление к выражению духа нации. Интерес к национальным особенностям культуры в поэзии декабристов сочетался с представлениями о возвышенности и гражданственности искусства. Тема национальная трансформируется у декабристов в патриотическую. П. А. Катенин, П. А. Вяземский, Ф. Н. Глинка стояли у истоков декабристской поэзии. Катенин по своим литературным интересам был близок Оле-нинскому кружку, увлекавшемуся национальной стариной и проблемами местного колорита. Интерес его к значительным темам, крупным жанрам, в большинстве эпическим или драматическим, отрицательное отношение к легкой поэзии утвердили за ним репутацию «архаиста», хотя в настоящее время романтизм Катенина и его литературное новаторство бесспорны. В 1812 году в «Сыне отечества» поэт темой и образом героя предвосхищает думы Рылеева. П. А. Катенин показал патриотизм и могущество героя, разбитого, тяжело раненного, но внутренне не сломленного. Но чем бы не решались битвы. Моя надежда все крепка: Услышит наши Бог молитвы И нас спасет его рука. Он русским даст терпенья силу, Они дождутся красных дней; У нас в земле найдут могилу Враги, гордившиесъ на ней. Темы патриотизма, боевого товарищества, горечи поражения, своей вины перед родиной, как и вся система художественных образов, подчеркнуто сближают произведения П. А. Катенина со «Словом о полку Игореве». Поэт использует и различные стихотворные размеры, призванные усилить национальный и исторический колорит. В этом он проявляет незаурядное мастерство. Чаще всего высоким героем в произведениях Катенина является поэт. Необходимость внутренней свободы, независимости, как первого условия творчества, декларировалась Катениным в переведенном из Гете «Певце» (1814). Но свобода эта дается нелегко. Поэты Катенина — это люди с тяжелой судьбой, непризнанные и гонимые, но верные музам и своему гению. Автобиографический образ певца, не желающего славить самодержавие, дан в «Старой были». Иногда молчание поэта — тоже мужество. Важнее не изменить себе, своему идеалу, не поддаться на искушение получить в награду «персидского коня» с «черкесским седлом и шелковой цветной уздою». Сам Катенин предпочел молчание славословию тирану и активной борьбе с ним, которую повели другие поэты. Федор Глинка принадлежал к другим литературным кругам. Уже в начале века он стал известным и популярным писателем. Его трагедия «Вельзен, или Освобожденная Голландия» — крупнейшее произведение вольнолюбивой додекабристской литературы. Как значительный поэт «декабризма» он сформировался и сложился в самый ранний период существования тайных организаций и наиболее полно и последовательно отразил в своих произведениях все особенности именно этого периода. Глинкой создано много крупных произведений на высокие темы: патриотические, философские, религиозные. В то же время он автор многочисленных лирических стихотворений. Темы этих стихотворений — природа, грусть, тоска, раннее увядание, неудовлетворенность жизнью («Призвание сна», «Осенняя грусть» «Весна», «Сельский сон» и другие). Характерен для них и мотив противопоставления скромного, но истинного счастья блеску губительной славы, роскоши («Мотылек», «Фиалка и дубы»), свободной жизни — существованию в неволе, среди вельмож. Пусть земные полубоги, В недрах славы и четей Громоздя себе чертоги. Будут в них рабы страстей! Для чего мне дом огромный? ' Дайте мне шалаш укромный Из соломы и ветвей, Дайте дружбу и свободу — Стану петь, хвалить природу, Как на воле соловей. Обличительные выпады здесь несколько нейтрализуются провозглашением скромного, чисто карамзинского идеала в виде «шалаша укромного из соломы и ветвей». Вообще по стилистике стихотворение Глинки близко сентименталистам. Обилие таких стихотворений в творчестве поэта позволяет отнести его к карамзинской школе. Но это не мешало автору работать в другой манере. Рационалистический подход к поэзии в 1810-е годы декларирован и закреплен в теоретических документах декабристов, в частности и в уставе Союза благоденствия — «Зеленой книге». Вопросам просвещения, воздействия на общество средствами искусства и литературы в уставе уделено значительное внимание. В трактовке проблем искусства, данной в «Зеленой книге», обращает на себя внимание постоянное подчеркивание и выделение нескольких основных положений. Декабристы утверждали примат идейного содержания над формой; «изящное» в литературе и искусстве понималось ими как полезное; целью искусства они ставили воспитание достойных людей, «состоящее не в изнеживании чувств, но в укреплении, благородствова-нии и возвышении нравственного существа нашего». Декабристские гражданские стихотворения 1816-1820 годов характеризуются тираноборческими настроениями, выраженными несколько иносказательно. Поэтам-декабристам «понадобились» исторические декорации. При этом изображаемая эпоха, герои и их идеалы рисовались довольно абстрактно. Таковы «Опыты двух трагических явлений» Ф. Глинки, напечатанные в 1817 году. В примечании автор указывал, что создавал отрывки, чтобы испробовать новый стихотворный размер, само же вступление служило отводом глаз цензуре. «Опыты двух трагических явлений» — очень туманное произведение. догадаться, о каком времени и народе здесь идет речь. Автором показана страждущая отчизна, покоренная тираном, соотечественники — рабы «во прахе под тяжким ярмом» и «тиран»? воздвигающий «свой железный престол» «на выях согбенных под гнетом рабов»; звучат призывы к борьбе с тираном за свободу отчизны. Изображение ночного собрания заговорщиков, решающих выступить против тирана, ибо настала благоприятная минута и «...слышен уж ропот, тирана клянут», несомненно, отражает настроения членов Союза спасения. Одной из важных проблем, поставленных уже на самом раннем этапе формирования декабристского революционного романтизма, была проблема историзма и национальной культуры. Первоначально историзм проявляется как внимание к прошлому, стремление выяснить, чем одна эпоха отличается от другой. В творчестве Катенина появятся те черты, которые романтики позже назовут народностью. В 20-е годы в поэзию декабристов приходят новые авторы: К. Рылеев, В. Ф. Раевский, В. Кюхельбекер. Важнейшей чертой поэзии этого периода становится требование народности, ее в поэзии декабристы связывали с двумя моментами: национальной темой и патриотической идеей. Даже любовь, которой молодой Раевский посвятил множество пламенных стихотворений, становится для героя лишь временным отдохновением, а вот испытания неминуемы («К моей спящей»). Мотивы тревожных предчувствий своей трагической судьбы, характерные для всей декабристской поэзии, проникают в интимнейшее стихотворение, посвященное радостям любви. Герой поэзии Раевского проясняется и закрепляется в его «тюремных стихах»: «К друзьям в Кишинев», «Певец в темнице» (1822). Герой этих стихотворений — человек мужественный, суровый, несгибаемый, всем жертвующий во имя одной цели: Я неги не любил душой. Не знал любви, как страсти нежной, Не знал друзей, и разум мой Встревожен мыслию мятежной, Забавы детства презирал, И я летел к известной цели. Мечты мечтами истреблял, Не зная мира и веселий... Такое изображение героя является программным. В послании «К друзьям в Кишинев» автор требует отказаться от лег-сой поэзии, эпикурейских тем: «оставь другим певцам любовь». Этот призыв напрямую касался А. С. Пушкина. В «тюремных стихах» Раевского, хоть и слабо намеченные обнаруживаются индивидуальные черты его героя, поэта-революционера, политического заговорщика. Он не выступает перед ненавистными судьями с пламенными и вольнолюбивыми монологами, как это свойственно было поэтам-романтикам, а плетет втайне нити заговораи молчит перед судьями: Скажите от меня Орлову, Что я судьбу мою сурову С терпеньем мраморным сносил, Нигде себе не изменил. Суровость с этих пор становится главной чертой облика Раевского, отражается и в его произведениях («Послание к К(ома-ро)ву», «Она», «Дума», «К дочери», «Предсмертная душа»). Не менее примечательна эволюция героя в лирике Кюхельбекера. В элегиях 1817-1820 годов это унылый мечтатель, стремящийся к небесной «отчизне», оплакивающий свои жизненные разочарования и увядшую молодость («Осень», «Элегия», «Отчизна», «Ночь», «Пробуждение»). С 1820-1821 годов в лирике поэта появляется другой герой — восторженный юноша, пламенный поклонник свободы, мечтающий сражаться за нее и даже погибнуть. Таким предстает он в «Греческой песне», «К Ахатесу» и в других стихах. Образ высокого героя создает Кюхельбекер в послании Ермолову и Грибоедову ив трагедии «Аргивяне». Автор очень вольно трактует библейские мотивы, создает страстный образ поэта-богоборца и страдальца. Романтическое противопоставление избранника-поэта низкой толпе характерно для всего творчества В. К. Кюхельбекера. У него поэт становится борцом за правду, вождем и пророком, вещающим людям истину. Никакие преграды не могут остановить его. А я — и в ссылке, и в темнице Глагол Господень возвещу... Понятия «поэт» и «революционер» у Кюхельбекера отождествляются. Интересно, как эта проблема решается у К. Рылеева. В трагедиях «Войнаровский», «Мазепа», «Наливайко» изображение исторических событий, лиц, близких или враждебных героям, детали обстановки даны конкретно. Они имеют самостоятельную ценность, а не служат лишь декорациями. Что касается создания в различных эпохах у разных народов образа идеального борца, то он оказывается одинаковым для многих, и для декабристской лирики в том числе. В «Исповеди Наливайки» друзья Рылеева справедливо видели выражение чувств самого автора, пророчество его судьбы. В эпических и драматических жанрах декабристы не решили проблему реалистического характера. В 1821-1823 годы Рылеев печатает свыше двадцати «дум», еще десяток найдены были в рукописях поэта после его казни. Рылеев, определяя жанровую природу «дум», возводил их к украинской народной поэзии. Стремление поэта-декабриста связать идейно-художественный замысел своих исторических баллад с народной традицией отвечало одному из положений декабристской эстетики — признанию фольклора источником литературы. «Думы» Рылеева близки историческим песням, но трактовка их своеобразна. Бестужев отмечал: «Рылеев, сочинитель дум или гимнов исторических, пробил новую тропу в русском стихотворстве». Он поэтизировал образы борцов за свободу и независимость родины (Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ивана Сусанина, Богдана Хмельницкого). В уста своих героев автор вкладывал монологи, в которых находил выражение гражданских идей и настроений декабристов. Так, например, Волынский признает верным сыном отчизны лишь того, ...кто с сильными в борьбе За край родной иль за свободу, Забывши вовсе о себе, Готов всем жертвовать народу. Это далеко от истории, которая не дает оснований для такой идеализации кабинет-министра А. П. Волынского, но близко к той современности, активно воздействовать на которую стремились декабристы. В «думе» «Иван Сусанин» заметно стремление автора найти повествовательные формы изложения, отвечающие задачам гражданско-патетического стиля «думы», для этого автором вводится бытовая лексика. Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями. В «думе» «Войнаровский» показана борьба Мазепы, поддержанного племянником Войнаровским, против Петра I. Трактовка исторических событий в поэме носит противоречивый характер. В духе своих революционных идей Рылеев стремится осветить изображенные им события как политически-освободительную борьбу. Именно так толкует свои замыслы сам Мазепа в разговоре с Войнаровским: Уж близок час, близка борьба. Борьба свободы с самовластьем! Героем свободы Мазепа выступает только в представлении Войнаровского, который своему вдохновителю «предался слепо». Но он признается в том, что не мог проникнуть в глубину замыслов Мазепы: Не знаю я, хотел ли он Спасти от бед народ Украины, Иль в ней себе воздвигнуть трон, — Мне гетман не открыл сей тайны. Своеобразен у Рылеева и образ героини, отвечающий гражданскому характеру декабристского романтизма. Рылеев здесь независим от южных поэм А. С. Пушкина с их романтическими женскими образами. Жена Войнаровского, разыскавшая его в Сибири и разделившая печальную участь мужа, выступает в поэме не только как верная, знающая свой долг подруга, но и как патриотка, полная «высоких помыслов»: Она могла, она умела Гражданкой и супругой быть. Как и в поэмах других революционных романтиков, в «Вой-наровском» любовная интрига занимает побочное место. В центре сюжета стоят общественно-политические события. Поэма «Войнаровский» явилась значительным шагом вперед в художественном развитии Рылеева. Эпические тенденции поэмы толкали автора к отказу от лирической манеры изложения, свойственной романтической поэме. После Радищева, зачинателя русской революционной литературы, Рылеев на новом историческом этапе явился наиболее цельным и последовательным продолжателем революционной поэзии. Рылееву принадлежит и принципиальное утверждение первенства общественного содержания над художественной формой в искусстве, выражением чего явилась известная его формула: «Я не поэт, а гражданин». Трагические события 14 декабря 1825 года оборвали процесс естественного развития русской революционной поэзии. Теперь уже стала развиваться поэзия нового периода, осложненная не только трудными условиями, в которых оказались поэты-декабристы, оторванные от политической, общественной и литературной жизни, лишенные читателей, но и новыми поэтическими задачами, веяниями новой эпохи. Изменения эти, хоть и в искаженном виде, достигали «каторжных нор» и вызывали к жизни поэзию, переосмыслявшую тот трагический подвиг, подготовке которого была посвящена декабристская поэзия 1817-1825 годов.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.