Сочинение по литературе. Русская поэзия 1800-1810-х годов

Ума ты светом озарен И видишь бездны пред собою; Но к ним стремишься, увлечен Слепою, пламенной душою. А. Тургенев Первое десятилетие XIX века — весьма примечательная эпоха в развитии русской поэзии. В историческом отношении она вместила политические события конца XVIII века и Отечественной войны 1812 года. А в истории поэзии предстает перед нами как связующее звено между поэтическим взлетом конца XVIII века и «золотым веком» русской поэзии — эпохой А. Пушкина. У этого сложного и противоречивого времени было свое лицо. Отгремели революции во Франции и политические дворцовые перевороты в России. Казалось, начинающийся век обещал быть спокойным и устойчивым, но внимательные наблюдатели чувствовали приближение великих и трагических событий. Новый век пришел в таком сложном переплетении общественных вопросов, что многие чаяния и верования предшествующих казались наи-Вйь1ми. Державин так понимал складывающееся время: Я телом в прахе истлевал, Умом громам повелеваю... Радищев подвел итог ушедшему столетию: Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро. Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех... Мудрости смертных столпы разрушив, ты их паки создало; Царства погибли тобой, как раздробленный корабль: Царства ты зиждешъ; они расцветут и низринутся паки... Все было новым в сложном клубке противоречий, распутать который предстояло человеку XIX столетия. XVIII век завещал острый и нерешенный вопрос уничтожения несправедливого феодального общества, основанного на неправде и угнетении. Идея личности продолжала оставаться главной. Появилась мысль, что все совершается для народа, во имя его. Так определились два основных вопроса, волновавшие умы XIX века,— идея личности и народность. Писатели начала XIX века видели внутреннюю противоречивость и человека и народа. Внутренняя сложность личности становится темой поэзии Андрея Тургенева. Ума ты светом озарен И видишь бездны пред собою; Но к ним стремишься, увлечен Слепою, пламенной душою. На небо скорбный вздох летит, Ты слаб — оно тебя терзает, В тебя отчаянье вливает И твердым быть тебе велит. Свободы ты постиг блаженство. Но цепи на тебе гремят: Любви постигнул совершенства И пьешь с любовью вместе яд. В дальнейшем эта тема с особой силой прозвучит в поэзии В. А. Жуковского и войдет в поэтический мир романтизма. Противоречия в сознании человека, конфликт между чувством и сознанием, столкновение человека и общества, трагический раз-Рыв «мечты и существенности», неудовлетворенность прозой земного бытия и жажда иного существования — весь этот круг типичных для поэзии тех лет переживаний отмечен одной об-Щей чертой — ощущением дисгармонии жизни и одновременно страстный порыв к гармонии. Поэт Захар Буринский во многом предвосхитил Жуковско го, стилистику и мелодику его лирики. На ее могиле есть цветок незримый, Всюду разливает он благоуханье, Он — цветок заветный, он — цветок любимый. Он воспоминанье! И вечно — душистый, цветок неизменный Не боится бури, не вянет от зною. Сторожит сохранно имя преселенной К вечному покою! Русская гражданская поэзия начала XIX века развивалась в двух направлениях: одно — пронизанное идеями героического аскетизма, другое — отстаивавшее стремление личности к максимальному счастью, радости, наслаждению. Антифеодальный пафос первого выражался непосредственно политически, второй — философски. Гнедич и Радищев были приверженцами первого направления. Александр Николаевич писал: Кто жертвует жизнью, именем, Чтоб избавить сограждан от бедствия И доставить им участь счастливую,— Пой, святая, тому гимн! Погибель за тебя! (отечество) — блаженство, Его герой думает не о себе — Душа отечеством полна! Гнедич вторит ему, что этика наслаждения — союзница тиранов. Какая нужда от людей? Трудися только вся для пользы лишь своей, А приобрев трудом, нехудо насладиться. Ты наслаждаешься — а тысяча сирот Страдают там от глаза; Вдовицы, старики подле твоих ворот Стоят — и падают, замерзнувши от хлада... В начале XIX века особый смысл обрел интерес к древнерусской и церковной литературе. Стилистика библеизмов внесла в поэзию атмосферу высокого подвига. Тема счастья, любви, полноты жизни начинала восприниматься как некий иллюзорный поэтический идеал, возможный лишь в мечтах, противостоящих трагическому хаосу действительности. Одновременно на демократическом фланге этого направления звучала руссоист-ская мысль о том, что человек получает от природы все для счастья, искажая справедливый естественный порядок ложными социальными институтами. Панин в «Оде на правосудие» писал: В утробе зримыя природы Вы все найдете для себя, Все счастье ваше в ней одной; Вы сами ваших бед виной! О человеки! Вы виною Терпимых между вами бед! Коль кровь сирот течет рекою, Коль правосудъя вовсе нет, ff суть злодейства без числа, То ваши — не мои дела! А. С. Шишков создавал некую утопическую картину былой гармонии. Бывало, в прежние веки Любили правду человеки, Никто из них не лгал, Всяк добродетель знал... Этот период примечателен и тем, что создаются литературные кружки и общества, которые впоследствии займутся организацией литературной жизни России. Так возникли первые два объединения: «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» в Петербурге и «Дружеское литературное общество» в Москве. Эти объединения свидетельствовали о возросшей общественной зрелости литературы, стремлении поэтической молодежи придать искусству характер общественного дела. • Литература развивалась, двигалась вперед, а это главное условие любого творческого процесса. XIX век явил миру «взрыв» русской культуры.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.