Сочинение по литературе. Поиски смысла жизни пьером безуховым и князем андреем болконским в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Чтобы жить честно, надо рваться,

путаться, биться, ошибаться, начинать и

бросать, и вечно бороться и лишаться.

А спокойствие — душевная подлость.

Л. Н. Толстой

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой наглядно показывает, как в условиях критической ситуации, которой в произведении является Отечественная война 1812 года, меняются характеры и образ мыслей людей. Наиболее ярко процесс преодоления сословной замкнутости и эгоистической односторонности отражается в образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. На примере этих героев автор демонстрирует, как в человеке из аристократической среды в эпоху войн пробуждается гражданская совесть и высокое понимание чести и долга.

И Андрей и Пьер — лучшие люди своего времени и класса. Им присущи постоянные духовные, нравственные искания, недовольство собственной жизнью, постоянная борьба с собой и поиски выхода из сложившейся ситуации.

С Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Шерер. Перед нами человек, исполненный скуки и усталости от жизни. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру. Он видится человеком, который живет только умом, а не сердцем. Презрение к аристократическому обществу сочетается в нем со стремлением к личной славе. Он готов отдать все на свете «за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей...». Андрей твердо уверен, что исторические события могут подчиняться воле одного человека, и хочет стать таким человеком: «Он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана». При всем своем честолюбии, он все же стремится не только к собственному благу, но и к всеобщему благу для людей. Он только видит себя важной фигурой в достижении этих благ.

По мере развития событий, встреч князя Андрея с людьми из народа, постепенно меняются его взгляды. Так мужество капитана Тушина и его солдат заставляет героя проникнуться искренним уважением к людям, которые, не думая о славе и подвигах, каждый день совершают героические поступки. Искра сознания пробудилась в нем и в дальнейшем постоянно усиливалась. Позже, лежа тяжелораненый на Аустерлицком поле, он отчетливо осознает, что все, о чем мечтал раньше, оказалось пустым и ничтожным. Крушение надежд и планов приводит героя в состояние подавленности и пессимизма. В этом состоянии его и застает война. Лишь полностью постигнув дух русского народа, народную правду, народное понимание исторических событий, он уже говорит Безухову: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа». И на вопрос Пьера — от чего же он будет зависеть, отвечает: «От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате». Теперь он сознает лишь частью той огромной силы, которой суждено победить врага.

В отличие от Болконского, образ Пьера Безухова с самого начала обращен к нравственным истокам в человеке. В нем сочетается высокая интеллектуальная культура, интерес к философским проблемам и природная доброта, цельность натуры. Он также, как и Андрей, чувствует острое противоречие между собственным внутренним миром и образом жизни, который ему приходится вести. Он также стремится вырваться из пропитанного фальшью и лицемерием светского общества. Но, в противоположность Болконскому, преобладающей в его образе является стихия чувства. Пьер полон благородных, свободолюбивых идей. И впоследствии эти идеи все больше обретают национальную почву.

Пьер идет своим путем, так как жизнь без поиска, без движения для него немыслима. Путь Пьера — это путь философско-этических исканий, сопровождающийся кризисами и разочарованиями, связанными с историческим развитием русского дворянского общества той поры. В своих исканиях он проходит через борьбу духовного с чувственным. Он ведет разгульную жизнь в кругу аристократической молодежи, участвует в постоянных кутежах в компании Анатоля Курагина. И вначале чувственное в его душе берет верх: он женится на совершенно чуждой ему Элен. Но затем духовное, нравственное начало все же выходит на первый план. Однако и теперь внутренняя борьба героя не утихает. Он разрывается между исключительно внутренней духовной жизнью и стремлением к внешней деятельности. Задумавшись о смысле жизни человека, испытывая угрызения совести, Пьер постепенно приходит к масонству. Но, достигнув высоких степеней, он не способен замкнуться в сфере своего «я», им движет стремление помогать ближнему в практической жизни. Вскоре он разочаровывается и в масонстве, видя бесплодность этого движения.

И только Отечественная война приближает Пьера к народной правде. Постигнув народный взгляд на жизнь и отрекшись от индивидуалистического сознания, он обретает наконец душевное равновесие. В плену, в непосредственном, тесном общении с простыми людьми к нему приходит ощущение внутренней свободы.

В Андрее Болконском и Пьере Безухове автор «Войны и мира» раскрыл типические черты той среды, из которой вышли деятели 14 декабря. Герои Толстого, обогащаясь жизненным опытом, освобождаются от былого своеволия, эгоистического мировосприятия, «наполеоновского комплекса» и приходят к мысли, что необходимо быть, прежде всего, вместе с людьми. Преодолевая собственные ошибки, заблуждения, они осознают свою общность с другими людьми, с солдатами, народом. Они понимают, что только в народном сознании — залог нравственной и физической победы, залог душевной свободы и счастья.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.