|
Сочинение по литературе. Блоковская тема в поэзии М. ЦветаевойЖизнь М. Цветаевой была переплетена с судьбами других поэтов серебряного века. Со многими из них были дружеские отношения, некоторые из поэтов вдохновляли ее на прекрасные стихи — В. Маяковский, О. Мандельштам, Б. Пастернак. Я хочу рассказать о блоковской теме в поэзии М. Цветаевой. Эта тема звучит, прежде всего, в цикле «Стихи к Блоку». Это произведение — непосредственный отклик на смерть поэта, и потому звучание их трагично и торжественно: Ты проходишь на запад солнца, Ты увидишь вечерний свет. Ты проходишь на запад солнца, И метель заметает след. Смерть поэта воспринимается поэтом как непоправимая утрата — и личная, и общечеловеческая: Так, господи! И мой обол Прими на утвержденье храма. Не свой любовный произвол Пою — своей отчизны рану. Боль этой раны терзает душу М. Цветаевой, но сквозь эту боль она ощущает, что эта утрата неизбежна, потому что поэт — «до всякого столетья» — изначально не принадлежит ни своему времени, ни людям этого времени: И по имени не окликну, И руками не потянусь, Восковому, святому лику Только издали поклонюсь. Ощущение отдельности, бесконечной удаленности поэта от мира — один из сквозных мотивов цикла. Вот он — гляди, — уставший от чужбины, Вождь без дружин. Вот — горстью пьет из горней быстрины, — Князь без страны. Но одновременно М. Цветаева подчеркивает в А. Блоке предельную обращенность к миру и к людям, их тревогам, болям и надеждам: И вот в громах, как некий серафим, Откуда-то из древних утр туманных — Как нас любил, слепых и безымянных, За синий плащ, за вероломства — грех... И как нежнее всех — ту, глубже всех В ночь канувшую — на дела лихие! И как не разлюбил тебя, Россия. В цветаевских стихах действительно звучит голос А. Блока. Голос поэта сильнее смерти, он превозмогает небытие и остается живым и нетленным. Именно поэтому в этих стихах возникают все главные темы блоковского творчества: и Россия, и синий плащ, в который завернулась прекрасная незнакомка. Блоковская метель, блоковский снег и символы беспредельной стихии мироздания снова и снова возникают в цикле: Снежный лебедь Мне под ноги перья стелет. Перья реют И медленно никнут в снег. А над равниной — Вещая вьюга. Дева, ужель не узнала друга? Голос поэта выводит его за пределы человеческого мира. Поэтому А. Блок в стихах М. Цветаевой — олицетворение небесной сущности поэзии. Поэт — это ангел, низвергнутый в земную жизнь и терпящий всю муку этого низвержения и необходимости находиться в чуждом ему мире — «рваные ризы, крыло в крови»: О поглядите — как Веки ввалились темные! О поглядите — как Крылья его поломаны! Одновременно судьба поэта накладывается на судьбу Иисуса Христа. Точка пересечения — смертные муки и грядущее воскресение. Поэт воскресает, «смертию смерть поправ», в своем поэтическом слове: Мертвый лежит певец И воскресенье празднует Без зова, без слова, — Как кровельщик падает с крыш. А может быть снова Пришел, — в колыбели лежишь? Но мысль о грядущем воскресении соединяется с мыслью о непреложности смерти. В этом основа трагического звучания цикла. Слово «поэт» для М. Цветаевой звучит всегда трагично, так как поэт не совпадает со своей эпохой — он «до всякого столетья», причастность к тайнам бытия, поэтические прозрения не спасают его от жестокости мира. А. Блок в стихах М. Цветаевой — олицетворение трагедии поэта.
Русские писателиЗарубежные писателиРазное |
|
© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.