Эту книгу можно считать романом о любви, историческим и философским романом о человеке и человечности. В композиции переплетаются несколько временных сюжетов и стилистических пластов.
1. Возвышающая и трагическая любовь творчества в несвободном обществе.
2. Москва 30-ых годов с преобладанием сатиры.
3. Переосмысление Евангельского сюжета и причудливая фантонмогория Воланда с его свитой.
Роман о современной писателю действительности, попытка разобраться в своём времени, проверяя его опытом мировой культуры, вечных ценностей, всеобщих нравственных принципов.
«Подкова иностранца», «Сатана», «князь тьмы», « Чёрный маг», Евангеле от Воланда», «Мастер и Маргарита» - вот несколько названий, которые дал Булгаков своей книги, но все-таки остановился на последнем.
Евангельская идея божественного.
Предопределения заменена идеей власти социальных лиц. Главный герой Понтий Пилат и связанная с ним проблема ответственности человека за свои поступки.
Иешуа – Мастер
Священник Каифа – Берлиоз
Иуда – Аллозий
Левий Матвей – Бездомный
К Ершалаимским главам даются главы Московские, которые даны в сатирическом ключе, ибо автор устраивает проверку той системы и общества, которые существовали в 20-ые годы в в 20-ом веке. Для этой цели в роман вводится Воланд и его свита, которые никого не наказывают и никого не искушают, зато помогают выявить внутреннюю сущность героев, определить порог и подвергнуть его осмеянию. Московское общество испытывается на алчность, милосердие и Воланд делает вывод, что люди мало изменились и давние человеческие пороки никуда не делись, так и остались при человеке. Задача Булгакова – предупредить общество, что если лозунги и плакаты не будут совпадать с нравственными принципами общества, то оно разрушит само себя.
Проблема творчества и судьба художника на страницах романа.
Автор вводит в роман понятие писатель и автор, главный герой оскорблен, когда его называют писателем, потому то это звание опошлено современными литералами, которые рассматривают свою причастность к литературе, как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя душевным трудом. А Мастер, по мнению писателя, оделённый не только силой слова, но и великим пониманием, а порой и прозрением жизни. Человек верный своему предназначению, несущий людям правду, вопреки препятствиям и предвкушению. Мастеру в финале пьесы дарован покой – это воплощённая мечта героя, о мудрости, тишине, уединении и возможности творить. Он не заслужил света, ибо область света принадлежит людям бескомпромиссно нёсших в жизни свет добра и истины.
Тема любви и Маргариты
Маргарита – символ любви, самоотверженной и вечной. Героиня становится нравственной и духовной опорой мастера , и во имя его спасения продаёт душу дьяволу. Прототипы – жена Булгакова Нина Сергеевна.
Источник: http://VseSdali.com/