Гончаров и. а. - Почему нежный, честный илья ильич стал обломовым_

...Но труд упорный ему был тошен...

А.С.Пушкин

Мне запомнилась картина одного фламандского художника “Страна лентяев”. Там изображены люди, которые лежат под фруктовыми деревьями и ждут, когда плоды упадут им в рот. Кажется, и русская сказка такая есть. А учитель истории рассказывал нам, что в южных морях есть острова, где растут саговые пальмы. Островитяне запасаются за несколько дней необходимым количеством саго, а остальное время в году “отдыхают”. И еще считают жителей других островов слишком суетливыми.

Выходит, стремление к лени свойственно людям. Но тем-то и отличается цивилизованный человек от дикаря, что считает труд основой жизни. Дикарь же трудится, только когда его гонит нужда.

Поэтому нам странно читать историю о том, как молодой человек, с идеалами, мечтами превращается в лежащего существователя, которому даже книжку, лежа на диване, лень почитать, газету открыть! Это герой романа И. А. Гончарова Илья Ильич Обломов. От лени, апатии, нездорового образа жизни он умирает в возрасте чуть больше тридцати лет.

Роман “Обломов” имел большой отклик в обществе. О нем много говорили критики. Н.А. Добролюбов назвал свою статью “Что такое обломовщина?”, так как считал такую болезненную лень, такое бесполезное существование общественным явлением.

Что же привело Илью Ильича к столь плачевному концу? Ведь в детстве он был резвым, живым и любознательным мальчиком, с которым не было сладу. Няня не поспевала за ним смотреть, боялась, что он куда-нибудь влезет, называла “юлой”. В главе “Сон Обломова” мы узнаем, как проходило детство этого барчука. Красива была природа на его родине, люди жили мирно. “Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю... По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие”, — пишет автор.

Казалось бы, живи, трудись в этом благословенном краю, проживешь долгую и счастливую жизнь. Но в том-то и дело, что трудиться Илюше незачем. Ведь под рукой множество слуг и нянюшек, которые не позволяли ему ничего делать самому. И рос ребенок, постепенно привыкая к этому вечному жизненному празднику. “Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья”.

Но ведь в России было множество дворянских детей, которых мало развратила праздность. Чем они отличались от Илюши? Они учились, готовились служить Отечеству, привыкали к порядку. А Обломова постоянно освобождали и от учебы, чтобы дитя не устало. Читая о том, как жалели Илюшу в детстве, сразу же вспоминаешь Митрофанушку-недоросля и его матушку.

Мне кажется, вот и ответ на наш вопрос. Илье Ильичу не нужно было с детства трудиться, ему все доставалось готовое. Он и стал считать труд зазорным. Своему слуге Захару, который под стать барину очень ленив, он говорит: “Да разве я мечусь, разве работаю?.. Кажется, подать, сделать — есть кому!”. А если человеку не нужно трудиться, он морально опускается, а там недолго и стать Обломовым. Да, Илья Ильич, воспитанный в мирном краю, в ласке, приобрел добрый и нежный характер, но его наклонность к мечтательности, к “мирному веселью” переросла в желание ничего не делать.

Он ничему особенному не выучился, книг не читает, гостей не принимает. Даже заставить слугу убрать комнату ему лень. Вместе с бездельем его охватывает апатия так, что иной раз любая деятельность кажется ему ненужной и даже абсурдной. В результате, дожив до тридцати лет, он плохо понимал, зачем ему вообще дана жизнь. Деревней не занимался, полагая, что там будет все идти само собой. Диван стал единственным местом, где Обломов чувствовал себя спокойно.

Друзья его оставили, только иногда навещал -вечно занятый Андрей Штольц. В эти приезды он будоражил Илью Ильича, заставляя его жить активнее. Но стоило другу уехать, как все шло прежним порядком. И мы делаем вывод о том, что, если не сопротивляться вредным привычкам, не заниматься самовоспитанием, человек может опуститься и сильно походить на Обломова. Следует также уточнить ответ на вопрос темы, Илья Ильич стал Обломовым не только потому, что был освобожден от труда, но и потому, что совершенно не боролся со своими пороками.

Одно время казалось, что Илью Ильича излечит любовь к Ольге Ильинской. Этой прекрасной девушке нравились многие душевные качества Обломова, она стремилась возродить его к нормальной человеческой жизни. Но лень и привычка к покою оказались сильнее даже любви.

Чтобы лучше понять суть обломовщины, стоит сказать немного и об Андрее Штольце. Это предприниматель, трудолюбивый и честный. Писатель показывает его несколько ограниченным человеком, кажется, что Илья Ильич духовно богаче друга. Но именно потому, что Штольц постоянно трудится, он и добивается успеха. В то время как Обломов угасает на диване, Штольц женится на Ольге Ильинской и устраивает свой быт так, как много раз представлял в своих мечтах Илья Ильич.

Явление, когда лень губит хороших людей, названо обломовщиной. Можно вспомнить и Манилова из “Мертвых душ”, во многом похожего на героя Гончарова. Но все же первый живет в имении, у него семья, он похож на человека. Когда-то мы говорили, что Печорин — “младший брат” Онегина. Используя это выражение, можно сказать, что Обломов — “младший брат” Манилова.

Исключительные условия к бесконечному ничегонеделанию, презрение к труду, наклонности характера и отсутствие воли к борьбе со своими недостатками привели нежного, доброго и честного человека к тому, что он стал Обломовым.

Источник: http://VseSdali.com/