Александр Сергеевич Грибоедов — гениальный художник русского реализма, создатель бессмертной комедии “Горе от ума”. Как истинно великий и гениальный писатель, Грибоедов ставил и решал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа. Комедия “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания многих поколений России. Свою нравственно-воспитательную силу комедия не утратила и сегодня. В последнее время, к сожалению, она стала очень актуальной. Поклонение золотому тельцу, осмеянному в комедии, выросло в наши дни и стало самым популярным занятием. Все то, что подвергал критике Грибоедов, можно отнести с небольшими изменениями к нашей действительности.
Грибоедов не только отразил “свой век”, но и показал борца, способного изменить этот порядок. Комедия показала личную и общественную драму Чацкого. Конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на интимно-любовные. “Не человек, змея”,— говорит о нем Софья. А давно ли она была его сторонницей, разделяла передовые взгляды на общество, образование, службу Родине. Чацкий удивлен переменой в Софье:
“Послушайте, ужли слова мои все колки
И клонятся к чьему-нибудь вреду?
Но если так: ум с сердцем не в ладу”.
А в ладу ли с собой наш герой? Он спорит с Павлом Афанасьевичем, доказывая свою правоту, ругая признанные в этом доме авторитеты:
“А судьи кто?
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?”
Высказывает не разделяемые хозяином мысли на воспитание, образование, службу. Чацкий желает прогресса, которого так боится Фамусов и его окружение. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, — замечает Александр Андреевич. Павел Афанасьевич же придерживается полярно противоположного мнения. Говоря об известном чиновнике, взятом им за образец, Фамусов признается:
“Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб...”
На что Чацкий парирует:
“И точно, начал свет глупеть...”
Александр Андреевич, видя холодность Софьи, не хочет в это верить. Любя ее всем сердцем, Чацкий упрекает героиню, что она его дразнила, “надеждой завлекала”, но он лукавит перед собой и нами. Софья сразу дала ему понять, что он ей безразличен. Но влюбленный Чацкий отказывается в это верить и проходит свой “мильон терзаний”, по образному выражению Гончарова.
Чацкий смелый и самоотверженный борец с косностью и чванством, низкопоклонством и бездуховностью. Внешне он терпит поражение в столкновении с фамусовским обществом. Объявив сумасшедшим, окружающие отвергают его, а главное, он узнает всю правду о Софье, ее нелюбви к нему, о счастливом сопернике Молчалине. Наш герой с возмущением говорит:
“Безумным вы меня прославили всем хором,
Вы правы: из огня тот выйдет невредим.
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет”.
Чацкий покидает это общество, отвергшее его. Герой в поиске единомышленников, которые не только поддержат его, но и разделят с ним свои взгляды, идеи переустройства России. И мы знаем, что это будущие декабристы, благородные, сильные, стремящиеся отдать силы, талант, знания на пользу России.
Роль Чацкого - главная роль,
без которой не было бы комедии,
а была бы, пожалуй, картина нравов.
Гончаров
Комедия Грибоедова “Горе от ума” занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи......- столкновение консервативных сил общества с
новыми людьми и новыми веяниями, — и отразила его со всей страстью и сатирической силой.
В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что “Горе от ума” все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и “крик негодования”, по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого просвещения, литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры.
Чацкий — очевидное другое “я” Грибоедова, который был одержим теми же страстям!! и теми же идеями.
После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: “Дома новы, да предрассудки стары...” Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского' дома — “обеды, ужины и танцы”, как, впрочем, и всего московского дворянства.
Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит”? Он отвечает так: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”.
В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репе-тилова. Всем им противостоит главный герой комедии -Александр Андреевич Чацкий.
Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина.
Дочь Фамусова — Софья — характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию.
Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей,
найдется — враг исканий.
Не требуя ни мест, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:
Кто так чувствителен, и весел, и остёр.
Как Александр Андреич Чацкий!
Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова.
Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает воэможность сильным мира сего жить “грабительством”, проводить время в развлечениях.
А в своем монологе “А судьи кто?..” Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:
Не эти ли. грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве...
Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения:
...Суждения черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма...
Поют всё песнь одну и ту лее.
Что старее, то хуже.
Чацкий задает вопросы:
Где, укажите нам, отечества отцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе.
, Фамусов не понимает его, когда он требует “службы делу, а не лицам”. По его словам, Чацкий был и “карбонари”, и “опасным человеком”, и самым большим глупцом на свете:
Строжайше б запретил я этим господам /
На выстрел подъезжать к столицам.
Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовс-ким обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час побыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет.
Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком “сочувствия живого”, он уезжает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок,
Бегу не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным.
“Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”,— определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде “Мильон терзаний”, и с ним трудно не согласиться.
Источник: http://VseSdali.com/