Есенин с. а. - Родился я с песнями. .. »

    Сергей Есенин... В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунулся в бездонную глубину и свежесть его стихов. Произнесешь это имя — и сразу душа наполняется чем-то чистым, свежим, печально-грустным и восторженно-радостным.

    Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью к Родине, и чувство Родины — основное в его творчестве.

    В ранних стихах Есенина возникают образы русских крестьян. Автор показывает деревенский быт, крестьянскую избу, тяготы крестьянской жизни. Стихи поэта грустны, как грустна была крестьянская действительность. Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить красоту окружающего мира...

    Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родной природе, стремление раствориться в ней. В природе он видит источник вдохновения:

    ... стихов моих грусть

     Кормил я резедой и мятой...

    Поэт ощущает себя частицей природы, видит в животных “братьев наших меньших”. В стихах о животных особенно чувствуется человечность поэзии Есенина. Замечательна “Песнь о собаке”. Мы видим материнскую радость собаки, любующейся новорожденными щенятами. Но идиллия резко обрывается:

    Вышел хозяин хмурый.

     Семерых всех поклал в мешок...

    Как может автор передать отчаяние живого, но бессловесного существа? Он изображает его увиденным как бы со стороны:

    По сугробам она бежала.

     Поспевая за ним бежать...

    Одиночество усугубляется равнодушием, которое бросает “камень в смех”. Да и некого винить: хозяин хмурый, видимо, не от хорошей жизни.

    С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки.

    Они укрепляли его творчество, явились основой лирики Есенина:

    Родился я с песнями

     В травном одеяле...

    Жизнь и творчество Есенина были сложны и противоречивы, что объясняет его отдельные заблуждения и жизненные ошибки. Но Есенин был везде верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Поэт не может отказаться от мира привычных образов и представлений, дорогого тем, что в нем жили десятки предшествующих поколений. Он любовно поэтизирует приметы родной стороны:

    Свет луны, таинственный и длинный.

    Плачут вербы, шепчут тополя,

    Но никто под оклик журавлиный

    Не разлюбит отчие поля.

    Вторжение в деревенские просторы городской цивилизации ощущается поэтом как приход враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения проблем, которые еще недавно казались ему безвыходными. В “Письме к деду” он говорит о неоспоримом преимуществе техники, “стального коня”. Сердечные пристрастия поэта меняются. Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни — нищем и безысходном. И в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современной деревне. Поэт отказывается воспевать старую деревню:

    Полевая Россия!

     Довольно

     Волочиться сохой по полям!

    В последние годы Есенин все чаще возвращался к мысли о труде, видя в нем не только могучее средство преобразования страны, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям:

    Что же, дайте косу, я вам покажу,

    Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

    Памятью деревни я ль не дорожу?

    В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об утраченной юности, растраченных силах. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, в которое жил поэт. И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически: их согревает вера в душевные силы человека. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским строкам: “...печаль моя светла”. Поэт ощущает роковую безостановочность времени: “Все пройдет, как с белых яблонь дым”.

    Сопротивляясь грусти по уходящей молодости, поэт мысленно обращается к родному краю, олицетворяя его в образе “страны березового ситца”.

    Для Есенина характерно звуковое осмысление слова, недаром в слове “Россия” ему слышалось и “роса”, и “сила”, и “синее что-то”. Еще большую роль в поэтике Есенина играет цвет. Сознавая необратимость жизни, поэт с еще большим чувством благословляет ее вешнее цветение: “Май мой синий! Июнь голубой!” Излюбленные цвета Есенина — золотой, синий, голубой.

    Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, грусть отчаяния — разнообразные переживания поэта. Но тема любви сближается в его стихах с главной есенинской темой — темой Родины. Автор “Персидских мотивов” убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия:

    Как бы ни был красив Шираз,

     Он не лучше рязанских раздолий!

    Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Он вырастает в обобщенный образ русской женщины, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. В “Письме матери” сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой:

    Ты одна мне помощь и отрада,

    Ты одна мне несказанный свет.

    Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным обаянием. Любой собеседник находил в Есенине что-либо свое, привычное и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и о мировом ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, постигая глубины его поэтического мира. Справедливы слова Н. Тихонова: “Есенин — это вечное...”

Источник: http://VseSdali.com/