И скучно и грустно, и некому руку подать. М. Ю. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов рано осознал себя «избранником» судьбы, «странной» и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным, без конфликтов и противоречий. Поэт жаждал света, простоты и сердечности, а в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок. Его кумиром с детства был А. С. Пушкин, трагическая гибель которого потрясла Лермонтова. Он не мог не откликнуться на убийство гения, из кровоточащей души поэта вылилось стихотворение «Смерть Поэта». Погиб Поэт! невольник чести — Пал оклеветанный молвой... Удивительно, но молодой и никому еще не известный автор сумел точно определить причину гибели Пушкина и назвать истинных виновников трагедии. Об известно, что «Смерть Поэта» — отклик на трагическую Пушкина, но автор нигде не упоминает его имени. И пенно начинаешь понимать — это боль и за собственную просьбу которую Лермонтов гениально предвидел и предсказал в своем стихотворении. Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В моей душе, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. ... Кто Толпе мои расскажет думы? Я — или Бог — или никто! Вообще тема избранничества и одиночества в людском мире — самые популярные в творчестве Лермонтова. Но это не одиночество гордеца, презирающего толпу, а страдающей личности, не находящей близкой души. Поэт отмечен «печатью» судьбы, но в то же время человек, нуждающийся в понимании окружающих. Ему необходимы близкие и родные по духу люди. А Лермонтов не находил понимания ни в семье («Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть»), ни в любви и дружбе, ни в обществе. Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Сложно быть в этом мире одиноким, но это жребий поэта, и Лермонтов несет свой крест гордо и с достоинством. И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы! Размышляя о России, поэт с горечью говорит, что слава и доблесть остались в прошлом, его же поколение не способно на подвиги: изнеженные и инфантильные, испуганные расправой над декабристами надеются как-то переждать тревожные времена, уцелеть 6ыми средствами. В окружающих его людях нет места творчеству, Ь1тдивому познанию мира, дружбе и любви, поэтому Михаил Юрьевич снова обращается к славным страницам истории государства, вспоминая победу над Наполеоном, одержанную «отцами». — Да, были люди в наше время, ' Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Горечь автора усугубляется: он тоже принадлежит к этому «Не мощному» поколению, не выделяя себя, говоря «мы», а не «они» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Поэт ищет точки соприкосновения с прекрасной природой но и тут холодное безмолвие, тишина и непонимание. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. Рассуждать о Лермонтове непросто, он сложный поэт, в его творчестве много загадочного, непознанного. Хочется проникнуть в суть авторской мысли, понять его послание не только современникам, но и потомкам. Лермонтовский стих, «облитый горечью и злостью», жжет и сейчас. В каждой авторской строфе слышится подлинное чувство боли поэта. Его желание не только существовать, жить, дышать, а приносить пользу стране. Вокруг него же — апатия и равнодушие. Лермонтов и тут не отделяет себя от общества, а с горечью причисляет себя к нему. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Видя и понимая не одно следствие происходящего, поэт бросает обвинение прямо в лицо народу — ведь его молчание рождает беззаконие, которым пользуются власть держащие. «Прощай, немытая Россия» — одно из самых загадочных творений поэта. С одной стороны, это обвинение народу, плоть от плоти которого был поэт, которым он восхищался в стихотворений «Бородино», и одновременно искренняя боль за все происходящее, бесправие и угнетение, покорность судьбе. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Мне думается, о чем бы ни писал поэт, это было о его трагедии разлада с обществом и самим собой. Оттого нет в лермонлирике таких безмятежно счастливых и радостно испометных строк, как у Пушкина. Образ пленного рыцаря, узника, скованного цепями, то и дело зникает в лирике поэта. Как и они, автор — невольник, но иных пей: условностей, непонимания, вынужденного одиночества.
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня...
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком...
Одинок я — нет отрады...
Мотивы одиночества, непонимания замыслов и чувств поэта, начатые в лирике, будут продолжены автором в драматическом произведении «Маскарад» и прозе — «Герой нашего времени», но приобретут более общий характер, чем в стихотворениях.
Источник: http://VseSdali.com/