Некрасов н. а. - Народность поэзии н. а. некрасова

   "Любимейший русский поэт, — писал Добролюбов, — представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила". В стихах Некрасова действительно были жизнь и сила, так как его творчество прежде всего впитало поэзию простого народа.

    Когда читаешь множество его стихов о крестьянах, такое впечатление, будто сами крестьяне делятся с нами своими радостями и горестями. Язык стихов при внешней простоте языковых форм музыкален и ярок. Речевые характеристики органично вписываются в повествование, не нарушая ритмику строф. Когда мы читаем:

    Стала скотинушка в лес убираться,

    Стала рожь-матушка в колос метаться, —

    мы чувствуем подлинность русского слова. Как типично для того времени словосочетание "рожь-матушка",

    выражавшее кровную связь крестьянина с долгожданными колосьями!

    Даже о свекле поэт способен говорить с восторгом:

    Точь-в-точь сапожки красные

    Лежат на полосе...

    Синтез стихов Некрасова с народной речью, с изустными преданиями, сказками, поговорками очевиден и придает его поэзии особую прелесть:

    Весной, что внуки малые,

     С румяным солнцем-дедушкой

     Играют облака...

    Идет — по деревьям шагает,

    Трещит по замерзлой воде,

     И яркое солнце играет

    В косматой его бороде...

    Протяжные русские песни были знакомы Некрасову с детства. Хотя для маленького Коли, сына помещика, детство не было столь безоблачным, как обычно протекает оно у его сверстников из зажиточных слоев общества. Отец Некрасова не разрешал ребенку дружить с ребятишками из простонародья, а у Коли основные приятели были как раз из их числа.

    Виноватым он себя не чувствовал, напротив, только за воротами усадьбы он имел полноценную возможность познавать мир. Он сам к старости вспомнит:

    Под наши густые старинные вязы

    На отдых тянуло усталых людей.

    Ребята обступят: начнутся рассказы

    Про Киев, про турку, про чудных зверей...

    Способствовала его общению с простыми людьми и его няня, крепостная крестьянка. Наверное, в России тех лет все няни были прекрасными сказочницами, по крайней мере свою он вспоминал с добрым юмором:

    Однажды няня говорит:

    "Не бегай ночью — волк сидит

    За нашей ригой, а в саду

    Гуляют черти на пруду!"

    И в ту же ночь пошел я в сад.

    Не то чтоб я чертям был рад,

    А так — хотелось видеть их.

    Я постоял на берегу.

    Послушал — черти ни гугу!

    Я пруд три раза обошел,

    Но черт не выплыл, не пришел.

    О характере мальчика повествует его сестра. Она вспоминает, как в десятилетнем возрасте Коля полез за подстреленной уткой в ледяную воду, хотя его собственная собака войти в озеро не решилась. Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило.

    Наследственный характер помогал мальчику, так как контрасты между идиллией деревенской природы, грубостями отца и невежественными учителями гимназии были разительными.

    ...Придешь, бывало, в класс

    И знаешь: сечь начнут сейчас...

    В итоге Некрасов научился создавать свои литературно-народные песни. Такие, как "Солдатская песня", "Песня убогого странника", "Русь", "Зеленый шум" и многие другие. Создавая эти песни, он мечтал, что придет время, когда:

    Уступит свету мрак упрямый,

    Услышишь песенку свою

    Над Волгой, над Окой, над Камой...

    Но поэт не был бы патриотом и одним из создателей "Современника" — журнала, постоянно критикующего правительство и царский режим, если бы и в песнях не высказывал революционные для того времени идеи. Например, "Песню убогого странника" Некрасов написал в то самое время, когда Александр Второй объявил, что он освобождает крестьян от помещичьей власти.

    Я в деревню: мужик! ты тепло ли живешь?

    Холодно, странничек, холодно,

    Холодно, родименький, холодно!

    Я в другую: мужик! хорошо ли ешь, пьешь?

    Голодно, странничек, голодно,

    Голодно, родименький, голодно!

    Во многих стихах поэт открыто призывал крестьян к бунту и заранее приветствовал революцию:

    Рать подымается — Неисчислимая!

    Сила в ней скажется Несокрушимая!

    Поэт обеспечил свое бессмертие. Но мы нынче больше знаем и любим его не как политика, а как певца и рассказчика. Коробейники, Мороз — красный нос, дед Мазай, зеленый шум, который "идёт-гудёт", русская женщина, способная остановить на скаку коня и войти в горящую избу, — эти образы, эти фразы, ставшие поговорками, и есть истинное наследие великого поэта. Достаточно, к примеру, взять немудрящее стихотворение "Соловьи", но как много оно вместило: и описание крестьянской семьи, и призыв беречь птиц, и курскую природу, и горечь от податей и рекрутчины...

    Смотрите, как великолепно сложен неторопливый рассказ крестьянки. Она качает малыша и бает старшим:

    ...А в роще, милые мои,

    Под разговор и смех народа

    Поют и свищут соловьи

     Звончей и слаще хоровода!

     И хорошо и любо всем...

    Да только — (Клим, не трогай Сашу) —

    Чуть-чуть соловушки совсем

    Не разлюбили рощу нашу...

    Сюжет напряжен, крестьяне собирают совет и приходят к решению:

    На той поляне, в роще той Сетей, силков вовек не ставить...

    Казалось бы, развязка конфликта? —

    И понемногу соловьи

    Опять привыкли к роще нашей.

    И нынче, милые мои,

    Им места нет любей и краше!

    Ан нет. Кульминация не в проблеме с птицами, которую легко решить народным согласием. Проблема глубже, в самой жизни, которую на сходке не решишь:

А есть ли, мама, для людей

Такие рошицы не свете?

    Нет таких мест. И при Некрасове не было, и сейчас нет. Потому что,, если б были такие места, "Все на руках своих детей туда бы отнесли..."!

    Настоящий талант не зависит от времени. Абсолютно верно предсказал Чернышевский: "Его слава будет бессмертна... вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов".

Источник: http://VseSdali.com/