Некрасов н. а. - Образы помещиков в поэме "кому на руси жить хорошо

    В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):

    Какой-то барин кругленький,

    Усатенький, пузатенький,

    С сигарочкой во рту...

    Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество "кругленького" человека.

    В крестьянской речи часто звучит издевка над барами.

Мы, барщинные, выросли

Под рылом у помещика, —

    говорят крестьяне, и одного словечка "рыло" достаточно, чтобы понятно стало отношение их к своему господину.

    Идеал счастья, который воплощен в рассказе Оболта-Оболдуева, говорит о его духовном убожестве:

    Коптил я небо Божие,

    Носил ливрею царскую,

    Сорил казну народную

    И думал век так жить...

    С нескрываемым торжеством рисует Некрасов крушение идеала помещичьего счастья в главе "Последыш". Глубокий смысл имеет само ее название. Речь идет не только о князе Утятине, но и о последнем помещике-крепостнике, и смерть его символизирует гибель крепостного строя. Недаром она вызывает такую радость крестьян. В изображении Последыша Некрасов достигает исключительной остроты сатирического обличения. Это выживший из ума рабовладелец, и ничего человеческого нет даже во внешнем его облике:

    Нос клювом, как у ястреба.

    Усы седые, длинные

    И — разные глаза:

    Один здоровый — светится,

    А левый — мутный, пасмурный,

    Как оловянный грош!

    Но Последыш не только смешон — он и страшен. Это жестокий крепостник-истязатель. Телесная расправа у него вошла в привычку, звуки побоев, доносящиеся из конюшни, доставляют ему наслаждение.

    Со злым сарказмом нарисованы и образы других врагов народа: управителей, становых — "неправедных судей", купцов, подрядчиков.

    К числу недругов народных относятся и попы. Даже добросердечный и сочувствующий крестьянам священник вынужден эксплуатировать их. Он сам жалуется:

Живи с одних крестьян,

Сбирай мирские гривенки...

    Некрасов создает и иной образ попа — безжалостного вымогателя, нисколько не сочувствующего народу. Это поп Иван. Он равнодушен к горю крестьянки: даже когда вскрывают труп ее сына Демушки, он подшучивает. А выпив вместе со становыми, ругает крестьян:

У нас народ — все голь да пьянь.

За свадебку, за исповедь

Должают по годам.

    В поэме убедительно доказано: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы. Народ пробуждается, и поэт надеется:

    Русь не шелохнется,

    Русь — как убитая!

     А загорелась в ней

    Искра сокрытая...

Источник: http://VseSdali.com/