Пастернак б. л. - Когда строку диктует чувство. .. "

    Великолепный музыкант, знаток нескольких иностранных языков, писатель, блестящий стилист, поэт — Борис Пастернак. И еще человек, находившийся в вечном поиске, в постоянной неудовлетворенности самим собой, в бесконечном совершенствовании собственных способностей.

    Ученик Скрябина, он успешно гастролировал, исполняя фортепьянные произведения. Особенно хорошо звучала под его чуткими пальцами музыка любимого — Шопена.

    Гремит Шопен, из окон грянув,

    А снизу, под его эффект,

    Прямя подсвешники каштанов,

    На звезды смотрит прошлый век...

    Возможно, именно благодаря музыкальному образованию столь музыкальны и его стихи. А благодаря создателю цветомузыки, Скрябину, в его поэзии присутствуют все цвета радуги.

    В конце, как женщина отпрянув

    И чудом сдерживая прыть

    Впотьмах приставших горлопанов,

    Распятьем фортепьян застыть.

    А век спустя, в самозащите,

    Задев за белые цветы,

    Разбить о плиты общежитий

    Плиту крылатой правоты.

    Опять... И, посвятив соцветью

    Рояля гулкий ритуал,

    Всем девятнадцатым столетьем

    Упасть на старый тротуар.

    Эта большая цитата из его "Шопена" просто необходима: ведь в ней и музыка, и цвет, и история.

    Поиски самого себя у широкообразованного человека не менее мучительны, чем у человека невежественного. А возможно, и более.

    О, знал бы я, что так бывает,

     Когда пускался на дебют,

    Что строчки с кровью — убивают,

     Нахлынут горлом и убьют!

    От шуток с этой подоплекой

    Я б отказался наотрез.

    Начало было так далеко,

    Так робок первый интерес.

    Да нет, знал он, что так бывает. Знал, когда бросал профессиональную работу музыканта-исполнителя и бросался, как в омут, в неизведанное пространство поэзии. И прекрасно осознавал огромную ответственность создателя стихов.

    Но старость — это Рим, который

    Взамен турусов и колес

    Не читки требует с актера,

    А полной гибели всерьез.

    Когда строку диктует чувство,

    Оно на сцену шлет раба,

    И тут кончается искусство

    И дышат почва и судьба.

    Достигнув известности, почти славы, Пастернак написал: "Быть знаменитым некрасиво. // Не это подымает ввысь". И подытожил стихотворение словами: "И должен ни единой долькой // Не отступаться от лица, // Но быть живым, живым, и только, // Живым и только — до конца".

    Это его кредо, и от него он не отступал всю жизнь. Уже после скандала с "Доктором Живаго" (ничего себе — скандал, получить международную "нобелевку" и одновременно угрозу тюрьмы от собственного правительства), будучи отлученным от читателя, лишенный возможности публиковаться, Борис Пастернак остался "живым и только" и не отступился от лица.

Источник: http://VseSdali.com/