Пастернак б. л. - Музыка стихов бориса пастернака

    Я б разбивал стихи как сад...

    Б.Пастернак

    Когда Пастернак, сам великолепный музыкант, обращается к теме музыки, особенно к боготворимому им Шопену, то накал его поэзии становится полифоническим:

    Гремит Шопен, из окон грянув,

     А снизу, под его эффект,

    Прямя подсвешники каштанов,

    На звезды смотрит прошлый век...

    Казалось бы, совсем несопоставимо: "гремит", "грянув". Но как точно! Дальше — еще мощнее:

    В конце ж, как женщина, отпрянув

     И чудом сдерживая прыть,

     Впотьмах приставших горлопанов,

    Распятьем фортепьян застыть!

    "Распятье фортепьян" часто присутствует в поэзии Пастернака. Его поэтический герой

    ...чешуи не знает на сиренах,

     И может ли поверить в рыбий хвост

     Тот, кто хоть раз с их чашечек коленных

     Пил бившийся как об лед отблеск звезд?

    Лирика Пастернака живо перекликается с поэзией Шекспира, Фета, Тютчева, Вердена, Рембо, Гете. Возможно, он даже импровизирует их как музыку.

    ...Снаружи вьюга мечется

     И все заносит в лоск,

    Засыпана газетчица,

    И заметен киоск.

    ...Так играл над землей молодою

    Одаренный один режиссер,

    Что носился как дух над водою

    И ребро сокрушенное тер.

    ...И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,

    Нагой, трепещущий ольшаник

    В имбирно-красный лес кладбищенский,

    Горевший как печатный пряник.

    Это, кстати, закономерно для столь интеллигентного поэта и переводчика таких "трудных" писателей, как Гете, Шекспир, Клейст, Бен Джонсон...

    Тщательность познания выражена Пастернаком в одном из ключевых стихотворений:

    Во всем мне хочется дойти

    До самой сути:

    В работе, в поисках пути,

    В сердечной смуте.

    До сущности протекших дней,

    До их причины,

    До основанья, до корней,

    До сердцевины.

    Но философичность никогда не превращалась у поэта в дидактику. Филигранная стилистика и сила чувств поражают и ныне. Он "разбивал стихи, как сад, всей дрожью жилок...".

    Отторгнутый от литературы, преданный ("я один, все тонет в фарисействе"), понимающий, что "жизнь прожить — не поле перейти", Пастернак остается поэтом. И знаменитый "Доктор Живаго" также пронизан поэзией, а стихи и в этой книге составляют важный музыкальный и сюжетный стержень.

Источник: http://VseSdali.com/