(по произведениям А.С. Пушкина)
Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.
В.Г. Белинский
Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства через чудесные сказки о золотой рыбке, об озорном работнике Балде, о синем Лукоморье с
морскими богатырями. В юности Пушкин приходит к нам через школу. Он пробуждает
стремление к высокому, любовь “к святой вольности”, желание посвятить Отчизне “души
прекрасные порывы”. Мир поэта огромен. Все было предметом его поэзии. Мы узнаем
неповторимые черты природы и русской жизни, мы открываем для себя Родину, воспитываем в себе любовь к ней, становимся душевно богаче и нравственно чище, читая Пушкина.
Судьбы людей всегда волновали Пушкина. В центре творчества поэта - жизнь его современников, страдания, выпавшие на долю тех, кто беззаветно боролся за свободу. Он умел в самый нужный момент помочь людям обрести веру в будущее. Одной из главных тем у Пушкина является тема свободы. Следуя традициям русской поэзии, Пушкин пишет оду “Вольность”. Поэт мечтает о свободе, закрепленной в законе, Конституции:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Вслед за “Вольностью” Пушкин пишет “К Чаадаеву”. Стихотворение написано в духе дружеского послания. Пушкин говорит о том, что юношеские мечты, надежды не сбылись, “исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман”. Но стремление к новой жизни не умерло в душе поэта. Он зовет за собой Чаадаева не падать духом, посвятить
Отчизне “души прекрасные порывы”:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
В стихотворении “Деревня” поэт в уединении на лоне прекрасной природы. Мы вместе с ним видим тихую и спокойную жизнь в деревне, дышим свежим воздухом, любуемся темным садом “с его прохладой и цветами”. Не давая до конца насладиться великолепным видом, который открывается перед нашим взором, поэт показывает совсем не то, о чем мы мечтали, а жизнь трудового крестьянства: его нищету, бесправие, жестокую эксплуатацию:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Царящий в деревне произвол ярким контрастом отличается от красоты природы. Пушкин дает понять, что существующий строй дик, бесчеловечен. Счастье человек может
достичь только в свободном обществе.
После поражения декабристов Пушкин не порвал связей с прежними друзьями, с семьями
сосланных в Сибирь. “Во глубине сибирских руд...” посвящено декабристам, осужденным
на каторгу. Дело, начатое декабристами, не пропало даром, продолжатели их идей
осуществляют мечту о счастье, о свободе:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” сюжет составляет судьба
Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения. В стихотворении мы видим тяжкие раздумья о жестокости века, об отношениях с царем, о недостижимом счастье свободы.
Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к хвале и
клевете, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем —
сознание выполненного долга перед народом. Великий гений — голос народа, его пророк.
Пушкин надеется, что поэзия станет достоянием народа: “Слух обо мне пройдет по
всей Руси великой...” Поэт жил страданиями Руси, ее славой, успехами и болью и был
счастлив, что ему открылась народная мудрость. Он гордился тем, что его поэзия
была свободной и взывала к свободе. Пушкин утверждает единство народных и личных
идеалов:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Слово “свобода” включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков. “Милость к падшим” — это о декабристах. Но слова Пушкина получили более широкий адрес — это и о крепостных крестьянах, и о замученных солдатах, и о простом городском люде. Памятнику самовластия Пушкин противопоставляет свой памятник. Его памятником, который “вознесся выше... главою непокорной Александрийского столпа”, была вольнолюбивая, мятежная, исполненная любви к человеку поэзия. “Памятник” Пушкина — подвиг поэта, запечатлевший всю красоту его личности.
Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что “чувства добрые” “лирой пробуждал”, что в “жестокий век” “восславил... свободу и милость к падшим призывал”.
Уже в оде “Вольность” девятнадцатилетний поэт четко определил ее цель:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок
Выступая против деспотизма, “тиранов мира”, он призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них:
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельно для государства, поэтому автор в конце оды призывает “владык” склониться “под сень надежную Закона”, и тогда “станут вечной стражей трона народов вольность и покой”.
В стихотворении “Сказки” Пушкин разоблачает лживость царя, который говорит:
И людям я права людей,
По царской милости моей,
Отдам из доброй воли.
Народ называет сказками его обещания. Поэт высмеял царя-деспота, рассказывающего людям сказки о конституции.
Патриотические и освободительные идеи звучат в послании “К Чаадаеву”. Только в свободном обществе, человек может быть счастливым, но свобода и вольность не приходят сами собой. Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Пушкин твердо верит в победу, “в звезду пленительного счастья”, в торжество дела, которому посвятили свои жизни лучшие люди России.
По утверждению поэта, “на обломках самовластья” напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества посвятили свои жизни декабристы. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, повсюду ввел террор. Душилось все прогрессивное, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время у Пушкина хватило мужества послать своим опальным друзьям стихотворение “В Сибирь”. Поэт утверждает величие их дела:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение друзей, в историческое значение их подвига для родины, в победу над самодержавием:
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа...
Во всеуслышание Пушкин заявил о своей верности декабристам в стихотворении “Арион”: “Я гимны прежние пою...”. Он не предал ни друзей, ни идеалов своей молодости.
Протест против крепостничества, против “барства дикого”, присвоившего себе “без чувства, без закона” “и труд, и собственность, и время земледельца” с особой силой звучит в стихотворении “Деревня”. В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над Отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
Осуждение бесчеловечной жестокости властителей, гнев и ненависть вызывает стихотворение “Анчар”. В нем очевиден резкий деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства.
Итак, мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды “Вольность”, написанной в годы юности, и кончая“Памятником”, созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот “жестокий век” “восславил” он свободу.
Источник: http://VseSdali.com/