Нашу жизнь невозможно представить без Пушкина. Он вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как творец души человеческой. Он действовал самым редким инструментом — стихом, но в нем были все оттенки пушкинских переживаний, настроений, мыслей. Его стихи — остановившееся вдохновение, замершее для
того, чтобы, перелившись в нас, ожить снова. Такую магическую, особенную силу имеет
любовная лирика Пушкина.
Этому жанру поэт отдал дань еще в лицейские годы. Стихи его в этот период наивны, отличаются большой долей книжности, лишь в редком прозвенит настоящая слеза, настоящее, а не придуманное чувство “певца любви, певца своей печали”. И только когда души поэта коснулось настоящее чувство, когда он познал его глубину, стихи зазвучали
правдиво и человечно.
Любовная лирика Пушкина всегда была высокой лирикой. Земная в своей основе, она выражает очень чистое чувство, поистине духовное. Поэт считал, что поэзия унижается низкими описаниями, горячащими воображение.
Лишь юности и красоты Поклонником быть должен гений,—пишет он.
Весь строй жизни пушкинского времени был таков, что любовь занимала исключительное место в поэзии. “Науке страницы нежной” отдал дань и Пушкин, но он отличался от прочих ем, что поэтизировал предмет своей любви, выводил его на пьедестал:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Эти стихи, как известно, посвящены А.П. Керн, реальные отношения с которой были у Пушкина неровными, не такими возвышенными, но стихи увековечили навсегда ее “небесные черты”, “голос нежный” — его божество и вдохновенье. Такая любовь воскрешала желание жить, творить, желать славы, “чтоб именем моим твой слух был поражен всечастно...” Но за этими строчками уже другая
История любви, другая женщина.
Расставшись с Е.К. Воронцовой, Пушкин с нетерпением ждал писем, а получив, медлил расстаться с ними:
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости любви.
Здесь каждая строчка дышит чувством, передано ощущение каждой минуты: “...вспыхнули пылают — легкий дым, ( Виясь, теряется с молением моим”. Ничего не остается, лишь пепел напоминает о былом, но и он отрада в разлуке.
Для любящего сердца все важно. Даже ненароком вырвавшееся слово. Когда А.А. Оленина ошиблась, говоря Пушкину “ты”, на другое утро он привез ей стихи:
Пустое “вы” сердечным “ты”
Она, обмолвясь, заменила;
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Позже, в стихотворении “Признание”, полушутливом объяснении в любви, он разовьет эту тему:
Ах, обмануть меня не трудно!
Я сам обманываться рад.
Пушкин очень точно передает болезненное состояние безответной любви, муки ревности и резкий переход от радости к огорчению из-за малейшего пустяка.
Совсем по-другому написано стихотворение “Мадона”. Оно не так легко и игриво, поэт придал ему форму сонета, потому что это не просто признание в любви. Наконец-то Пушкин надеется обрести дом и выбрал себе невесту, Наталью Гончарову. Она отличалась нежной, акварельной красотой и напоминала Мадонну.
Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Став женой Пушкина, Наталья Николаевна достойно исполняла свою роль”, и он действительно любил ее: лицо, которое считал ни с чем не сравнимым, но больше всего душу своей Мадонны.
После женитьбы тема любви в лирике Пушкина звучит приглушенней, он не смеет, не может “волнениям любви бездумно предаваться”, но любуется красотой и юностью по-прежнему.
Пушкину не удалось исчерпать себя, свой могучий дар. Но то, что он написал, живет в каждом из нас, заставляя быть искренним, чутким, каким был он, когда душой начертал: “Я вас любил...” Может быть, эти строчки помнил Тютчев, сказав:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!
...Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...
А.С.Пушкин.
У каждого человека, наверное, есть книги, к которым хочется возвращаться вновь и вновь. Для меня такими являются томики стихов Александра Сергеевича Пушкина. Как все, я вначале познакомился с его сказками (еще в раннем детстве мне читала их мама). Потом, с первого класса, в школе изучала его стихи. Когда же в мою жизнь вольно или невольно стали вторгаться светлые чувства любви, я поняла, что так проникновенно, страстно писать о любви мог только человек, сам испытавший эти высокие чувства. С удивлением я прочла, однако, в одной из книг о Пушкине, что директор лицея, где он учился, отзывался о нем, как о человеке, "оскверненном всеми эротическими произведениями французской литературы". Некоторые современники порицали в молодом Пушкине его любовные приключения как распутство. Да, конечно, у Пушкина немало стихов, которые можно назвать эротическими.
Дотошные литературоведы подсчитали, что он посвящал свои стихи ста тридцати семи женщинам. Они только не понимают, что гению позволено больше порою, чем другим, что без вдохновения, созданного любовью, не будет прекрасных произведений о любви.
А.Пушкин свою поэтическую энергию черпал именно в ней:
Пройдет любовь, умрут желанья;
Разлучит нас холодный свет;
Кто вспомнит тайные свиданья,
Мечты, восторги прежних лет?
( "В альбом", 1817 г.)
Но самое для меня дорогое и удивительное не в том, что у поэта было много увлечений, а в том, что после женитьбы на Наталье Пушкин любил уже исключительно только жену и посвящал стихи только ей. Поэт сам отвечает на вопрос, изменял ли он жене:
Нет, нет, не должен я, не смею, не могу
Волнениям любви безумно предаваться;
Спокойствие мое я строго берегу
И сердцу не даю пылать и забываться...
( "К...", 1832г.)
Когда они встретились впервые, ей едва минуло 16 лет. Она была в белом воздушном платье, с золотом на голове. Александр Сергеевич не мог отвести от нее глаз.
Подъезжая под Ижоры,
Я взглянул на небеса
И вспомнил ваши взоры,
Ваши синие глаза,-
писал он ей.
А когда вопрос окончательно решится, он напишет:
Исполнились мои желания.
Творец тебя мне ниспослал,
Тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
("Мадонна", 1830 г.)
Трудно быть женой гения, особенно, если ты при этом молода и очень красива. В их семейной жизни было всякое: радости, высокая любовь, четверо детей, но и, конечно, недомолвки, ссоры. А еще разлуки. Исследователи подсчитали, что за семнадцать
месяцев, что Пушкин не виделся с женой, он написал ей 78 писем, больше, чем кому-либо в жизни.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит- оттого,
Что не любить оно не может.
( "На холмах Грузии...")
Не любить Наталью Николаевну сердце Пушкина, действительно, не могло. Поэтому и решился поэт на поединок с Дантесом - вступился за честь жены и свою собственную. После роковой дуэли, два дня борясь со смертью, о чем он думал? Может быть, вспомнил свои строчки, отнеся их теперь, как завещание, к Наталье:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
("Я вас любил...")
Листая стихи поэта, я порой думаю, какие удивительные люди жили в прошлом веке, как они умели любить. Встречу ли я в жизни хоть что-то похожее?
Источник: http://VseSdali.com/