Пушкин а. с. - А. с. пушкин и с. а. есенин — певцы русской природы

    Конец XX века — это время жестоких испытаний для человека и человечества. Мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением разглядывает птичку, а цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе. Тем важнее для нас сегодня русская классическая поэзия. Она формирует в человеке любовь к родной природе, уважение к отчему дому.

    Русскими поэтами создано много шедевров пейзажной лирики, но для меня и, по-видимому, большинства живущих в России первые поэтические образы природы прежде всего связаны с именем А. С. Пушкина. Каждый ребенок в России со страхом и восторгом декламирует:

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя,

    То по кровле обветшалой

    Вдруг соломой зашумит,

    То, как путник запоздалый,

    К нам в окошко застучит.

    Поэт, используя очень простые, доступные образы, создает незабываемый эмоциональный настрой, который сохраняется на всю жизнь. А вот еще один замечательный поэтический образ зимней ночи:

    Сквозь волнистые туманы

     Пробивается луна,

    На печальные поляны

    Льет печально свет она.

    Возникает ощущение тихой грусти, одиночества.

    Ни огня, ни черной хаты...

    Глушь да снег...

    А вот совсем другое описание зимы, доброе и жизнеутверждающее:

    Под голубыми небесами

     Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит...

    Эти строки полны радости и оптимизма.

    На мой взгляд, вершина пушкинской пейзажной лирики — стихотворение “Осень”. Начало первой строфы, четыре строчки, всего четыре мазка, но сделанных рукой гения, — и в нашем воображении возникает точная, узнаваемая и выразительная картина осеннего дня.

    Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

    Последние листы с нагих своих ветвей;

     Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

    Журча еще бежит за мельницу ручей...

    По-моему, самый прекрасный образ природы создан поэтом в знаменитых строчках:

    Унылая пора! очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса —

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса...

    Здесь в каждой строчке контраст и гармония, соединение, казалось бы, несоединимого. Эти строки хочется переложить на музыку и одновременно изображать красками на холсте. Осень, любимая пора Пушкина, была для него и временем наибольшего творческого подъема.

    И с каждой осенью я расцветаю вновь...

    Так, знаменитой болдинской осенью Пушкин завершил свое величайшее творение — роман “Евгений Онегин”, написал маленькие трагедии, много других замечательных произведений .

    Описание природы у Пушкина не самоцель, а эмоциональный ключ, создающий определенный настрой, позволяющий лучше понять переживания человека, который остается главным действующим лицом пушкинской лирики.

    Так, в стихотворении “Бесы” картина вьюги — это сложная метафора, отражающая чувства самого Пушкина. Они раскрываются в последних строчках:

    Мчатся бесы рой за роем

    В беспредельной вышине,

    Визгом жалобным и воем

    Надрывая сердце мне...

    Поэт ищет в окружающей природе расшифровку своего внутреннего мира. С помощью образов природы Пушкин поднимается до больших обобщений, вопросов жизни и смерти.

    ...Вновь я посетил

    Тот уголок земли, где я провел

    Изгнанником два года незаметных...

    Вот холм лесистый, над которым часто

    Я сиживал недвижим и глядел

    На озеро, воспоминая с грустью

    Иные берега, иные волны...

    Здравствуй, племя

    Младое, незнакомое! не я

    Увижу твой могучий поздний возраст...

    “Младое, незнакомое” племя, появление которого приветствовал Пушкин, унаследовало от него восхищение красотой русской земли и любовь к русскому слову. К этому племени относятся такие замечательные поэты, как Тютчев, Кольцов, Лермонтов, Фет, Некрасов и совсем близкий к нам Есенин.

    С. А. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние русского фольклора и языческой мифологии.

    Родился я с песнями в травном одеяле,

    Зори меня вешние в радугу свивали.

    Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

     Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

    Это напоминает народную песню-заклинание. В творчестве Есенина сильно ощущается древнее, языческое отношение к природе, полное признание ее самостоятельности, одушевленности:

    Схимник-ветер шагом осторожным

     Мнет листву по выступам дорожным

    И целует на рябиновом кусту

    Язвы красные незримому Христу.

    Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником.

    Позабыв людское горе,

    Сплю на вырубках сучья.

    Я молюсь на алы зори,

    Причащаюсь у ручья.

    Поэтому у него нет чисто пейзажных стихов. Природа и человек существуют рядом:

    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

    О всех ушедших грезит конопляник

    С широким месяцем над голубым прудом.

    Любовь к природе, к родным рязанским полям, к “стране березового ситца” делает лирику Есенина огромной поэмой о России.

    О Русь — малиновое поле

    И синь, упавшая в реку, —

    Люблю до радости и боли

    Твою озерную тоску.

    Мне кажется, так о России до него не писал никто. В этих стихах Русь живая, способная тосковать, испытывать боль: Есенин — сын России, сострадающий своей “стране березового ситца”.

    Но более всего

    Любовь к родному краю

    Меня томила,

    Мучила и жгла.

    Поэт понимает, что уход от природы, от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, сознавая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.

    Не жалею, не зову, не плачу,

    Все пройдет, как с белых яблонь дым.

    Увяданья золотом охваченный,

    Я не буду больше молодым.

    Ты теперь не так уж будешь биться,

    Сердце, тронутое холодком,

    И страна березового ситца

    Не заманит шляться босиком.

    К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни.

    Все мы, все мы в этом мире тленны,

    Тихо льется с кленов листьев медь...

    Будь же ты вовек благословенно,

    Что пришло процвесть и умереть.

    Я думаю, что творческое наследие С. А. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы, не противостоящая ей, а зависящая от нее.

    Чувство природы, ощущение единства с ней человека завещано нам гениальными русскими поэтами А. С. Пушкиным и С. А. Есениным. Благодаря Пушкину мы останавливаемся в волнении и замираем перед прекрасной картиной осеннего дня или перед сиянием зимней дороги. Проникнув в мир поэтических образов Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста, разного “зверья”. Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.

Источник: http://VseSdali.com/