Пушкин — добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, со школы, и все же, каждый раз раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, прежде неизведанное, сверкнувшее как бы впервые. Слышишь живой голос, видишь то безудержно веселые, то задумчивые, умные глаза и невольно втягиваешься в беседу с писателем. Мне очень нравятся стихи и поэмы Александра Сергеевича. Но еще в большей степени меня привлекает Пушкин-прозаик. Я
зачитывал до дыр «Повести Белкина», восхищался «Дубровским». Но «Капитанская дочка» потрясла когда-то мое воображение и осталась любимым произведением. Сейчас, если я слышу о чести, благородстве и верной любви, в моей памяти возникают образы Гринева и Маши Мироновой, русского мужика Емельяна Пугачева, хотя впервые я познакомился с этими героями много лет назад, намного раньше, чем требовала от меня школьная программа. Это произведение, несмотря на небольшой объем, полно глубокого смысла. В «Капитанской дочке» одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них — это история любви Маши и Гринева, другая описывает исторические события, происходившие в то время в Оренбургской губернии. Действие происходит в 1772—1775 годах, во время восстания Пугачева. Пушкин считал, что в повести должна быть «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании». Завязка произведения состоит в том, что молодой офицер Петр Гринев был направлен служить в Белогорскую крепость. По пути он совершает необдуманные поступки, проигрывает 100 рублей Зурину, ругает своего дядьку Савельича, хотя тот и прав, не давая барину денег. Следуя в крепость, Гринев с дядькой заблудились во время бурана, но случайно встретили мужика, выведшего их к постоялому двору. Юноша, поблагодарив вожатого за помощь, отдал ему свой заячий тулупчик. Казалось бы, рядовое событие, но какую
огромную пользу оно принесло впоследствии. Приехав в Белогорскую крепость, Гринев познакомился с дочерью своего начальника Миронова. Маша понравилась молодому человеку. Из-за девушки он поссорился со своим товарищем Швабриным, который, как позднее выяснилось, сватался к ней, но получил отказ. Не желая, чтобы кто-то мог безнаказанно порочить доброе имя Маши, Гринев вызывает обидчика на дуэль. Он поступил как настоящий мужчина. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринева из-за подлости Швабрина. Выздоровев, Гринев узнал, что Швабрин написал на него донос. Это возбудило в юноше ненависть к своему врагу. Праведный гнев П. Гринева близок и понятен мне. В это же время в губернии началось восстание. Повстанцы под началом Пугачева легко взяли крепость. Комендант, его жена и офицеры были убиты. Швабрин, запятнав честь офицера, изменив присяге, стал прислужником бунтовщиков. Гринев никогда бы не стал предателем. Он предпочел умереть, но верный Савельич спас своего господина. Пугачев оказался тем самым мужиком, которому Гринев когда-то подарил заячий тулупчик. Добро окупилось сторицей! Юноша был потрясен тем, что детский тулуп, подаренный бродяге, избавил его от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государство. Гринев был спасен, однако он не стал присягать на верность Пугачеву. «Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу». Этот поступок Гринева привел меня в восхищение: находясь полностью в руках Пугачева, он не пытается скрыть от последнего своих убеждений. Емельян, пораженный такой честностью, отпустил юношу. Еще не раз придется Гриневу увидеть благородство Пугачева: крестьянский вождь, восхищенный смелостью Гринева, спасает Машу Миронову от ненавистного ей Швабрина. Эти поступки Пугачева свидетельствуют о его незаурядной натуре с самой лучшей стороны. Он умел щадить не только друзей, но и врагов. Это гуманное поведение вызывает у меня искреннее уважение. Гринев в разговоре с Пугачевым пытается удержать Пугачева от борьбы. Чувствуется, что автор согласен с Емельяном в том, что борьба нужна, но не принимает того, какими методами она ведется: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»Образцом порядочности в романе выступает Петр Андреевич Гринев.
Вспомним, что он отказался служить Пугачеву. А разве не о том же свидетельствует его отношение к Маше: Гринев не побоялся пожертвовать жизнью ради спасения Маши из рук Швабрина. А каким благородством проникнуто его поведение на суде, когда, рискуя быть осужденным на пожизненную каторгу, Петр Андреевич старается не запятнать
честь Маши. Поведение Маши также может служить примером подлинного героизма. Она, сидя в темнице на хлебе и воде, не вышла замуж за Швабрина. Нельзя недооценивать роль Маши и в спасении Гринева от наказания. Девушка добралась до самой императрицы и, рассказав ей все, добилась справедливости для Гринева. Я всегда вспоминаю с особенной грустью последнюю встречу Гринева с Пугачевым. Как жаль, что такой талантливый человек, как Пугачев, так бесславно закончил свою жизнь. Гринев искренне жалел Емельяна. Его привлекали честность, храбрость, незаурядный ум этого человека: «Емеля, Емеля!.. зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под
картечь!»Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу: «Береги честь смолоду», и поведение героя полностью соответствовало ей. Как тут не вспомнить нынешнее состояние русской армии, когда офицеры распродают военное имущество, даже оружие! Побольше бы было у нас таких офицеров, как Гринев, беззаветно преданных России, все поступки которых направлялись на пользу Родины! Снова и снова возвращаюсь я мысленно к Гриневу, размышляя о его поступках. Чувствуется, что он глубоко симпатичен и самому автору. В чертах Петра Андреевича мы угадываем мысли и чувства самого писателя. Жизнь и творчество Пушкина — это и творческая драма непрерывной борьбы гения за право сиять миру и людям. Поэт, писатель, человек своей исторической эпохи, он вырвался далеко вперед и ввысь за ее пределы. В этом тайна нескончаемой жизненности его творений. Герои его произведений еще долго будут владеть моим сердцем. История России в творчестве А.С. Пушкина (на примере Капитанской дочки»)А.С. Пушкин – величайший русский поэт и писатель. Он является основоположником современного русского языка и современной литературы. Им написано множество известных произведений, которые стали достоянием мировой
культуры. Как и любой крупный писатель, Пушкин обращается к исторической теме, которую он раскрыл в нескольких произведениях. Это и «Арап Петра Великого», и «Борис Годунов, и «Полтава», но моим любимым произведением на эту тему является повесть «Капитанская дочка». В «Капитанской дочке» одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них — это история любви Маши и Гринева, другая описывает исторические события, происходившие в то время в Оренбургской губернии. Действие происходит в 1772—1775 годах, во время восстания Пугачева. Пушкин считал, что в повести должна быть «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании».
Тема народа является главной и в повести «Капитанская дочка», где мысль Пушкина обращается к восстанию Пугачева. В этой повести нарисована яркая картина стихийного крестьянского восстания. Пушкин показывает широкий национальный и социальный фон восстания, т. к. за Пугачевым идут и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Народ в изображении Пушкина представляет собой не безликую массу, потому что крестьяне хорошо понимают антикрепостнический смысл Пугачевского восстания. Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен не кровожадным убийцей, как показывали его публицисты и историки XVIII—XIX веков, а как талантливый и смелый представитель народа, хотя и весьма жестокий. Пушкин глубоко раскрывает личность Пугачева. Особенно он подчеркивает ум, сметливость, храбрость и героизм предводителя. Пугачев для Пушкина выразитель русского национального характера. Его герой беспощаден ко всему антинародному, но великодушен и гуманен по отношению к простым людям. Беспощадность Пугачева проявляется в том, что он не делит помещиков и представителей власти на добрых и злонравных. Так, он жестоко расправляется с капитаном Мироновым и его подчиненными, хотя это были добрые люди, а не владетели крепостных душ. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделал Гринев. И в награду за чарку водки, поднесенную «вожатому» во время бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Пугачев был для Пушкина не только вождем крестьянского восстания,
потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емельяном Пугачевым. Поэтому в образах Пугачева и его ближайших соратников Пушкин показал и слабость этого крестьянского восстания, его незрелость. Пугачев заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в «доброго царя». Пушкин окрашивает Пугачева в юмористические тона: штаб предводителя крестьян украшен с мишурным блеском, а своих соратников он называет «господами генералами». Но этот мягкий юмор не снижает образа предводителя народного восстания. Для Пушкина основное в образе Пугачева — это величие и героизм, что выражено символическим смыслом
сказки об орле и вороне: лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Но Пугачевское восстание Пушкин называет «бунтом бессмысленным и беспощадным», и писатель считает, что не такими зверскими методами народ должен бороться за свои права. Однако каков бы ни был вывод Пушкина из истории
восстания Пугачева, само обращение поэта к историческим событиям прошлого говорит о его глубоком патриотическом чувстве. «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество», — писал Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского».Могучим источником творческого вдохновения Пушкина было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, «России определено было высокое предназначение».
Творчество Пушкина «продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящее и посылало свой голос в будущее». ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙВ романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» всесторонне изображены самые главные и самые характерные черты жизни общества 20-х годов XIX века. Пушкин рисует быт и нравы разных групп дворянства, показывает их недостатки и противоречия. Центральные фигуры в романе - Онегин и Ленский. Это два друга, резко выделяющиеся среди своих соседей. Онегин и Ленский имели и общие черты, и черты различия. Герои встретились не случайно. И тот, и другой оказались «белыми воронами» среди поместных дворян. У героев широкие жизненные интересы, развитый ум, их не волнует...разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне. Совсем другие
темы для разговора находят двое «от делать нечего друзей»:Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло...Онегин прибывает в дядину деревню из Петербурга, где его настигло разочарование в жизни; Ленский приезжает в свое Красногорье «из Германии туманной, где он стал поклонником Канта и поэтом. Это два образованных и культурных человека, знающие историю, философию, сведущие в других областях жизни. Как и
Онегин, Ленский получил «иностранное» образование. Пушкин даже называет его полурусским соседом». Оба героя оторваны от национальной почвы, от жизни народа. Они далеки и от провинциального дворянства. Поэтому и сошлись эти два совершенно разных человека:...Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж
собой.Но Онегин — «страдающий эгоист». Его путь — это дорога индивидуалиста. Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью.
Барское воспитание, отсутствие привычки к труду сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет «без цели, без трудов». Ленский же идет по пути увлечения модными в то время философскими течениями, мечтательной романтической поэзией. Когда рядом с ним Онегин, особенно резко
чувствуется, как Евгений душевно испепелен, как много сгорело в нем чистого и возвышенного. Онегин уже опустошен светом, а Ленский еще пуст душою. Попав под влияние романтизма, молодой поэт все видит в розовом свете. Он полон жизни и оптимизма, он еще плохо знает людей. Ленский уверен, что есть высшая цель у человека,
только он еще не знает эту цель. А скептик Онегин не верит уже ни во что. По сравнению с Евгением Ленский наивен и прост. Он поэт, романтик, но Пушкин намекает, имея в виду поэзию молодого человека:
Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я...
Ленский искренне любит Ольгу, Онегин неспособный к серьезному чувству, отвергает любовь Татьяны, которая для нее становится смыслом жизни. Мечтательная, романтическая девушка «верит, что Евгений послан богом». Онегин тронут признанием Татьяны, но не более того. Его сердце уже остыло, Евгений уже устал от любви светских красавиц. Онегин сразу отмечает более глубокую натуру Татьяны в сравнении с Ольгой. «Я выбрал бы другую», — говорит он Ленскому. Оба героя не лишены благородства души, но они принадлежат своему обществу и следуют его законам. Ссора приводит друзей к дуэли, и ни один из них не протянул руку дружбы, не отказался от поединка. Поединок кончается трагически для Владимира. Онегин убил юного поэта, так как не смог возвыситься над предрассудками «поместных владетелей», которых внутренне презирал. И Ленский не сделал шага к примирению, хотя тоже сознавал весь ужас предстоящей дуэли: Все это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я. Ни странствия по России, ни новые впечатления, ни любовь к Татьяне – ничто не помогло Онегину забыть убитого поэта. Пушкин колебался, не зная, какую судьбу уготовить своим персонажам. Поэт делал предположения о возможной судьбе Ленского, которого восторженная мечтательность и непонимание жизни привели к гибели. Ленский мог бы стать настоящим, большим поэтом, но этого не обещала его томная и вялая поэзия.
Наверное, Ленский был бы «счастливым» деревенским помещиком, как отец Татьяны и Ольги: А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел...В образах Онегина и Ленского Пушкин показал типичных представителей дворянской молодежи начала XIX века. Оба героя были образованы и воспитаны на европейский манер, оба они с пренебрежением относятся к «поместному дворянству», которое раздражает их пустыми разговорами и несовременным поведением. Но Ленский - молодой мечтатель, ему вся жизнь кажется в «розовом» свете, Онегин же опустошен высшим светом, он потерял вкус к жизни, для него жизни стала простой обязанностью. Евгений не может стать настоящим другом Владимиру, а вместо этого насмехается над ним и убивает на дуэли. На примере образов Онегина и Ленского мы ясно видим различные типы представителей русского дворянства, с гениальным мастерством показанные Пушкиным в замечательном романе в стихах «Евгений Онегин», ставшем «энциклопедией русской жизни и в высшей степени
народным произведением».Таким образом, какова же главная идея романа? Счастливо могут жить лишь люди мало думающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному. Люди же с чуткой, высокой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться «в бездействии пустом», как Онегин.
Источник: http://VseSdali.com/