Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь.
Ф. Тютчев
Во второй половине XIX века в русскую словесность начало входить новое философское понятие — “космическое сознание”. К числу избранных высокоинтеллектуальных людей, якобы обладающих таким сознанием, причисляли Ф. И. Тютчева. “Он умел,— по свидетельству А. Фета,— вместить в небольшом объеме книги столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!..” Действительно, в стихотворениях Тютчева в поэтической форме нашла отражение глубокая философская мысль о состоянии природы и Вселенной, о связи человеческой, земной жизни с жизнью в Космосе. Отсюда мнение о поэзии Тютчева как о непонятной, созданной для немногих, “избранных”.
Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес...
Зато наши современники по достоинству оценили поэзию Тютчева. Томик его стихов побывал в космосе. Поражает гениальное предвидение поэта, как бы увидевшего Землю из глубин космоса:
Небесный свод, горящий славой звездной.
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
В семидесятые годы поэт придается философским раздумьям. Он пережил многих близких, устал от смертей:
Дни сочтены, утрат не перечесть.
Живая жизнь давно уж позади.
Передового нет, и я, как есть,
На роковой стою очереди.
Грядущую смерть поэт воспринимает как неизбежность, он подготовился к ее приходу, но гораздо тяжелее ему от сознания, что “умирает душа”:
Как ни тяжел последний час —
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья, —
Но для души еще страшней
Следить, как вымирают в ней
Все лучшие воспоминанья...
Поэт говорил, что вся наша жизнь — это ожидание и подготовка к смертному часу, а когда он наступает, все же повергает нас в изумление. Об одном мечтал Тютчев, чтобы достойно встретить свой смертный час.
Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной.
Удастся ль ей воскреснуть и восстать.
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье.
Мне благодатью ты б была —
Ты, ты, мое земное провиденье!
Последнее стихотворение Тютчева посвящено его жене, остававшейся с ним до конца, понимавшей, как никто другой, душу поэта. Его любовь к Денисьевой была для Эрнестины Федоровны священной. Она хорошо понимает сердце и душу поэта. Эта женщина смогла сохранить любовь и преданность человеку, которого боготворила всю жизнь, несмотря на его временные охлаждения:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала...
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут.
Любви и радости убитой!..
Эрнестина Федоровна смогла осветить теплотой и любовью последние, самые трудные годы жизни поэта. Он отвечал ей признательностью и вниманием. Жена буквально упивалась беседами с ним, и Федор Иванович, почувствовав в ней родственную душу, охотно делился своими житейскими впечатлениями, мыслями о политических событиях и даже религиозно-философскими идеями, которые возникали у него в связи с этими событиями.
Одно из последних стихотворений, написанное уже совершенно больным поэтом, также посвящено Эрнестине Федоровне. Оно короткое, незавершенное, написанное “на случай”, но сколько признательности и теплоты высказывает поэт своей верной подруге:
Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон.
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог...
Эта женщина взяла на себя добровольное обязательство собрать воедино и издать многое из написанного мужем. Она заботилась о лучшей подаче материала, внутреннем оформлении издания. Ее работа была высоко оценена В. Брюсовым.
Поэзия Тютчева — одно из драгоценнейших достояний русской классической литературы. Поэзия Тютчева полна мысли, но он был прежде всего художником. Он страстно любил жизнь. Радостным приятием жизни наполнены стихи "Я помню время золотое", "Нет, моего к тебе пристрастья", "Еще земли печален вид...", "Весна", "Весенние воды", "Весенняя гроза".
И в то же время именно природа, по мнению поэта, — высшее блаженство человека. Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. Поэт охотно прибегал к олицетворениям:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Тютчева принято называть "певцом природы". Через обращение к ней нередко раскрывается мир человеческой души во всем богатстве переживаний. Так, стихотворение "Фонтан" выражает характерную для Тютчева мысль об одновременном величии и бессилии человеческого разума.
Тютчев во многом лирический поэт. Кроме великолепнейших картин природы его перу принадлежит немало стихотворений, посвященных высокому чувству любви к женщине.
Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин.
. Будучи некрасивым внешне, маленького роста, лысоватым, худощавым, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорял женщин своим интеллектом и незаурядной романтической натурой. В его лучших лирических стихотворениях чувствуется невыразимая таинственность:
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподнимешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...
В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала.
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Эрнестине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:
Любима ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
О, господи!.. И это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...
Пятнадцать лет длился "блаженно-роковой" роман Тютчева с Е. А. Денисьевой, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. В него вошли такие стихотворения как "Предопределение", “о, не тревожь меня укорой справедливой.. .", "В разлуке есть высокое значенье...", "Последняя любовь".
Тютчев писал:
О, как убийственно мы любим...
... Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Действительно, сам он стал причиной отторжения обществом его возлюбленной связь их считали порочной. Испытывая удушающее чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевой:
Чему Молилась ты с любовью,
Что как святыню берегла, —
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей...
Тем временем “жизнь поэта уже подходит к концу. Кажется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор подводит итоги своего бытия
Для меня поэзия Тютчева — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным. Его поэзия проникает в самые тайные уголки моей души. Тютчев научил меня замечать то, что раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.
Источник: http://VseSdali.com/