Господа ташкентцы. Картины нравов. Очерки (1869 — 1872), в сокращении. Краткое содержание.

Список произведений в сокращении этого автора
История одного города. По подлинным документам издал М. Е. Салтыков (Щедрин). Повесть (1869 - 1870)
Господа ташкентцы. Картины нравов. Очерки (1869 — 1872)
Дневник провинциала в Петербурге. Цикл рассказов (1872)
Помпадуры и помпадурши. Очерки (1863 — 1874)
Благонамеренные речи. Очерки (1872- 1876)
Господа Головлевы. Роман (1875 - 1880)
Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина. Роман (1887 - 1889)

Вся книга построена на границе аналитического, гротескового очерка и сатирического повествования. Так что же это за креатура — ташкентец — и чего она жаждет? А жаждет она лишь одного — «Жрать!». Во что бы то ни было, ценою чего бы то ни было. И Ташкент превращается в страну, населенную вышедшими из России, за ненадобностью, ташкентцами. Ташкент находится там, где бьют по зубам и где имеет право гражданственности предание о Макаре, телят не гоняющем, то есть — везде. Ташкент существует и на родине, и за границею, а истинный Ташкент — в нравах и сердце человека. И хотя, с одной стороны, куда ни плюнь, везде у нас ташкентцы, с другой — стать ташкентцем не так уж и просто. В большинстве случаев ташкентец — это дворянский сын, образование его классическое, причем испаряется оно немедленно по оставлении школьной скамьи, что отнюдь не мешает ташкентцу быть зодчим и дерзать, ибо не боги горшки обжигали.

Тут лицо повествующее переходит к своему личному опыту, вспоминает о своем воспитании в одном из военно-учебных заведений. Основы образования сводятся к следующему: в стране своих плодов цивилизации нет; мы должны их только передавать, не заглядываясь на то, что передаем. Для исполнения сего благородного дела герой направляется конечно же в Петербург, где попадает на прием к Пьеру Накатникову, своему бывшему однокашнику, лентяю и олуху, достигшему степеней известных. Тут проясняются основные принципы цивилизаторской деятельности: русский становой и русская телега; а главное — ташкентец получает в казначействе деньги на казенные просветительские нужды; садится в поезд и... приходит в себя то ли в Тульской, то ли в Рязанской губернии — без денег, без вещей; ничего не помнит, кроме одного: «я пил...».

Ну что же, теперь хоть свои, российские губернии цивилизовать бы, если не удается это проделать с зарубежными. С этой целью на клич генерала: «Ребята! с нами Бог!» — в летний Петербург, терзаемый наводнением (Петропавловская крепость, последний оплот, сорвалась с места и уже уплывала), собрались ташкентцы-старатели.

Отбор годных шел по национально-вероисповедальному признаку: четыреста русских, двести немцев с русскими душами, тридцать три инородца без души и тридцать три католика, оправдавшихся тем, что ни в какую церковь не ходят. Начинается ассенизаторская работенка: пужают стриженых девиц на Невском проспекте; по ночам врываются в квартиры к неблагонамеренным, у которых водятся книги, бумага и перья, да и живут они все в гражданском браке. Веселье неожиданно прерывается, когда ташкентец по ошибке порет статского советника Перемолова.

Следующие экземпляры ташкентцев автор характеризует как относящихся к подготовительному разряду. Так, у Ольги Сергеевны Персияновой, интересной вдовы, упорхнувшей в Париж, растет сын Nicolas, чистая «куколка», которого воспитывают тетенька и дяденька с целью сделать из него благородного человека. Как убеждается маменька, вернувшись восвояси и застав свою «куколку» в уже более-менее зрелом возрасте, цель с успехом достигнута. Но в полной мере credo юного отпрыска разворачивается в имении Перкали, куда он приезжает на летние каникулы и где сходится с соседом, немногим старше него, Павлом Денисычем Мангушевым. Молодой ташкентец и с маменькой уже разворачивает свои лозунги и транспаранты: революций не делаю, заговоров не составляю, в тайные общества не вступаю, оставьте на мою долю хотя бы женщин!.. Нигилисты — это люди самые пустые и даже негодяи... нигде так спокойно не живется, как в России, лишь бы ничего не делать, и никто тебя не тронет... В компании же матереющего ташкентца, проповедующего, что они, помещики, должны оставаться на своем посту, оттачиваются, за обедом и возлияниями, за осмотром конюшни, и другие формулировки: наши русские более к полевым работам склонность чувствуют, они грязны, но за сохой — это очарование... Но каникулы кончаются, кое-как завершается и ненавистная учеба, маменька покупает экипаж, мебель, устраивает квартирку — «сущее гнездышко», откуда и раздается ташкентский грай, обращенный к неведомому врагу: «А теперь поборемся!..»

И на сцену вылетает новый тип ташкентца с этикеткой «палач». Персона эта — один из воспитанников закрытого учебного заведения для детей из небогатых дворянских семей, и действие разворачивается в конце 30-х гг. «Палачом» же Хлынова прозвали потому, что, узнав, что начальство собирается его отчислить за невиданную леность, он подал прошение об определении его в палачи куда угодно по усмотрению губернского правления. И правда, мера жестокости и силы у этого несчастного тупоумного невиданные. Соученики его трепещут и вынуждены делиться с ним провизией, учителя же, пользуясь тем, что Хлынов сам трепещет всякого начальства, измываются над ним нещадно. Единственный приятель Хлынова — Голопятов по прозвищу «Агашка». Вместе они стоически переносят еженедельные порки, вместе проводят рекреации, то нещадно мутузя друг друга, то делясь опытом, кто из дядек как дерет; то впадая в унылое оцепенение, то распивая сивуху где-нибудь в темном углу. Родные вспоминают о Хлынове только перед началом летних каникул, тогда и забирают его в усадьбу, стоящую посередине села Вавилова.

Помимо отца и матери «Палача», Петра Матвеича и Арины Тимофеевны, там живут еще два их сына-подростка, старый дедушка Матвей Никанорыч и братец Софрон Матвеич. Семейство подозревает, что дед где-то прячет свои деньги, следит за ним, да выследить ничего не может. За Петром Матвеичем держится слава лихого исправника, но из своих рейдов-налетов в дом притащить он ничего не умеет. «Рви!» — наставляет Хлынов-старик Хлынова-отца. «...Я свои обязанности очень знаю!» — отвечает на это Петр Матвеич. «Палач» с радостью уезжал из дома в учебное заведение: уж пусть лучше чужие тиранят, чем свои. Но теперь он лелеет одну надежду — покончить с ненавистной учебой и устроиться на военную службу. За такое вольнодумие и непослушание папенька дерет его как сидорову козу. Экзекуция поражает всех домашних. «Палач» притворяется, будто и он удручен; на самом же деле с него как с гуся вода. Вернувшись в учебное заведение, «Палач» узнает, что «Агашку» опекун отдает в полк. Дружества ради «Агашка» решает помочь приятелю. Вместе они дебоширят так, что через несколько недель их исключают. Радостные и возбужденные, они подбадривают друг друга: «Не пропадем!»

Ташкентец из следующего очерка, по видимости, во всем противоположен «Палачу» и «Агашке». Миша Нагорнов — поздний сын статского советника Семена Прокофьевича и его супруги Анны Михайловны, с раннего детства и до своего вступления в самостоятельную жизнь всегда, во всем и везде радовал и утешал родителей, наставников, учителей, товарищей. Чем более вырастал Миша, тем благонравней и понятливей он становился. В раннем детстве набожный, в школе всегда первый ученик — и не почему-либо, а просто для него это было радостно и естественно. Судебная реформа по времени совпала с последними годами учебы Михаила Нагорнова. Молодые люди развлекаются тем, что представляют судебное заседание с присяжными, прокурором, адвокатом, судьями. Нагорного так и тянет пойти по адвокатской дорожке, денежной, блестящей, артистической, хотя он понимает, что солидней, да и благонадежней, с государственной точки зрения, прокурорская карьера. К тому же и отец категорически требует, чтобы сын стал государственным обвинителем. Легкость и доступность карьеры, обильный и сытный куш — все это отуманивает головы еще не доучившихся ташкентцев. Рубль, выглядывающий из кармана наивного простеца, мешает им спать. Наконец сдан последний экзамен; будущие адвокаты и прокуроры, усвоившие уроки демагогии и беспринципности (лишь бы урвать свой жирный кусок), рассыпаются по стогнам Петербурга.

Герой последнего жизнеописания, Порфиша Велентьев, — ташкентец чистейшей воды, вся логика его воспитания и образования подводит его к совершенному умению из воздуха чеканить монету — он выступает автором проекта, озаглавленного так: «О предоставлении коллежскому советнику Порфирию Менандрову Велентьеву в товариществе с вильманстрандским первостатейным купцом Василием Вонифатьевым Поротоуховым в беспошлинную двадцатилетнюю эксплуатацию всех принадлежащих казне лесов для непременного оных, в течение двадцати лет, истребления». Отец Порфирия, Менандр, получил блестящее духовное образование, но пошел не в священники, а воспитателем в семью князя Оболдуй-Щетина -Ферлакур. Благодаря княгине пообтесался, а позже получил весьма выгодное место чиновника, облагающего налогами винокуренные заводы. Женился на троюродной племяннице княгини из захудалого грузино-осетинского рода князей Крикулидзевых. И до, и после женитьбы Нина Ираклиевна занималась спекуляцией на купле-продаже крестьян, отдаче их в солдаты, продаже рекрутских квитанций, покупке на своз душ. Но главными учителями Порфиши Велентьева в обретении наживательных навыков стали мнимые маменькины родственники, Азамат и Азамат Тамерланцевы. Они так ввинчиваются в обиход дома, семьи, что никакой метлой их потом вымести невозможно. Слуги их почитают за своих, Порфише они показывают фокусы с появлением-исчезновением монеток, детский слабый отзвук их картежного шулерскою заработка. Другое потрясение молодого Велентьева — уроки политэкономии, которые он получает в своем учебном заведении. Все это заставляет его смотреть с презрением и свысока на наивные, по новейшим временам, усилия родителей. И уже Менандр Семенович Велентьев чует в сыне, с его наивнейшими способами накопления богатств, реформатора, который старый храм разрушит, новый не возведет и исчезнет.




Все русские произведения в сокращении по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Э - Ю - Я


Писатели, по которым есть произведения в сокращении:

  1. Абрамов Ф. А.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч. Т.
  4. Аксаков С. Т.
  5. Аксенов В. П.
  6. Алешковский Ю.
  7. Андреев Л. Н.
  8. Арбузов А. Н.
  9. Арцыбашев М. П.
  10. Астафьев В. П.
  11. Ахматова А. А.
  12. Бабель И. Э.
  13. Бакланов Г. Я.
  14. Балтер Б. И.
  15. Баратынский Е. А.
  16. Белов В. И.
  17. Белый А.
  18. Белых Г. Г.
  19. Беляев А. Р.
  20. Бестужев А. А.
  21. Битов А. Г.
  22. Блок А. А.
  23. Боборыкин П. Д.
  24. Богомолов В. О.
  25. Бондарев Ю. В.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Быков В.
  31. Вагинов К. К.
  32. Вампилов А. В.
  33. Васильев Б. Л.
  34. Вельтман А. Ф.
  35. Вересаев В. В.
  36. Владимов Г. Н.
  37. Вознесенский А. А.
  38. Войнович В. Н.
  39. Володин А. М.
  40. Воробьев К. Д.
  41. Газданов Г.
  42. Гайдар А. П.
  43. Гарин-Михайловский Н. Г.
  44. Гаршин В. М.
  45. Герцен А. И.
  46. Гоголь Н. В.
  47. Гончаров И. А.
  48. Горенштейн Ф. Н.
  49. Горький М.
  50. Гранин Д. А.
  51. Грекова И.
  52. Грибоедов А. С.
  53. Григорович Д. В.
  54. Грин А. С.
  55. Гроссман В. С.
  56. Давыдов Ю. В.
  57. Добычин Л. И.
  58. Довлатов С. Д.
  59. Домбровский Ю. О.
  60. Достоевский Ф. М.
  1. Дружинин А. В.
  2. Дудинцев В. Д.
  3. Евтушенко Е. А.
  4. Екимов Б. П.
  5. Ерофеев В. В.
  6. Ершов П. П.
  7. Есенин С. А.
  8. Жуковский В. А.
  9. Загоскин М. Н.
  10. Залыгин С. П.
  11. Замятин Е. И.
  12. Зорин Л. Г.
  13. Зощенко М. М.
  14. Иванов В. В.
  15. Ильф И.
  16. Искандер Ф. А.
  17. Кабаков А. А.
  18. Каверин В. А.
  19. Казакевич Э. Г.
  20. Казаков Ю. П.
  21. Катаев В. П.
  22. Ким А. А.
  23. Киреев Р. Т.
  24. Клычков С. А.
  25. Кондратьев В. Л.
  26. Короленко В. Г.
  27. Крестовский В. В.
  28. Куприн А. И.
  29. Лажечников И. И.
  30. Леонов Л. М.
  31. Лермонтов М. Ю.
  32. Лесков Н. С.
  33. Лимонов Э. В.
  34. Маканин В. С.
  35. Максимов В. Е.
  36. Мамин-Сибиряк Д. Н.
  37. Мамлеев Ю. В.
  38. Мандельштам О. Э.
  39. Мариенгоф А. Б.
  40. Маршак С. Я.
  41. Маяковский В. В.
  42. Мельников П. И.
  43. Мережковский Д. С.
  44. Можаев Б. А.
  45. Набоков В. В.
  46. Нагибин Ю. М.
  47. Нарежный В. Т.
  48. Некрасов В. П.
  49. Некрасов Н. А.
  50. Нилин П. Ф.
  51. Носов Е. И.
  52. Одоевский В. Ф.
  53. Окуджава Б. Ш.
  54. Олеша Ю. К.
  55. Островский А. Н.
  56. Островский Н. А.
  57. Пантелеев Л.
  58. Пастернак Б. Л.
  59. Паустовский К. Г.
  60. Петров Е.
  1. Петрушевская Л. С.
  2. Пильняк Б. А.
  3. Писемский А. Ф.
  4. Платонов А. П.
  5. Полежаев А. И.
  6. Помяловский Н. Г.
  7. Попов В. Г.
  8. Приставкин А. И.
  9. Пришвин М. М.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радзинский Э. С.
  12. Распутин В. Г.
  13. Ремизов А. М.
  14. Розов В. С.
  15. Рощин М. М.
  16. Рыбаков А. Н.
  17. Салтыков-Щедрин М. Е.
  18. Семин В. Н.
  19. Симонов К. М.
  20. Синявский А. Д.
  21. Соколов С.
  22. Солженицын А. И.
  23. Соллогуб В. А.
  24. Сологуб Ф. К.
  25. Соснора В. А.
  26. Стругацкий А. Н.
  27. Стругацкий Б. Н.
  28. Сухово-Кобылин А. В.
  29. Твардовский А. Т.
  30. Тендряков В. Ф.
  31. Терц А.
  32. Токарева В. С.
  33. Толстой А. К.
  34. Толстой А. Н.
  35. Толстой Л. Н.
  36. Трифонов Ю. В.
  37. Тургенев И. С.
  38. Тынянов Ю. Н.
  39. Успенский Г. И.
  40. Фадеев А. А.
  41. Федин К. А.
  42. Форш О. Д.
  43. Фурманов Д. А.
  44. Харитонов М. С.
  45. Цветаева М. И.
  46. Чернышевский Н. Г.
  47. Чехов А. П.
  48. Чуковская Л. К.
  49. Чуковский К. И.
  50. Шаламов В. Т.
  51. Шварц Е. Л.
  52. Шкловский В. Б.
  53. Шмелев И. С.
  54. Шолохов М. А.
  55. Шукшин В. М.
  56. Эрдман Н. Р.
  57. Эренбург И. Г.
  58. Эртель А. И.
  59. Яшин А. Я.




© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.