Сценарий. Нравственный императив - условие выживания человечества.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Нравственный императив — условия выживания

человечества


(Ансамбль девочек исполняет любую песню о Земле, природе.)

Ученица:

Научись встречать

беду не плача:

Горький миг — не зрелище для всех.

Знай: душа растет при неудачах

И слабеет, если скор успех.

Мудрость обретают в трудном споре.

Предначертан путь нелегкий твой

Синусоидой радости и горя,

А не вверх взмывающей кривой.

Ведущий: Мы живем в доме, имя которому биосфера. Но она, в свою очередь, является малой частицей великого мироздания. Наш дом лишь ничтожный уголок необъятного космоса. И человек обязан чувствовать себя частицей этой необъятной Вселенной. Он должен знать, что возник не в силу чьей-то потусторонней воли, а в результате развития биосферы. Как апофеоз этого развития, он обрел разум, получив вместе с ним способность, предвидеть результат своих действий и влиять на события, которые происходят вокруг, а значит и на то, что происходит во Вселенной».

Ученица: Вторая половина XX века внесла тревожащее изменение в сложившийся веками миропорядок: «краткая человеческая жизнь может оказаться более продолжительной, чем природа, просуществовавшая в своей неизменности тысячи лет». Современный писатель наедине с природой задумывается: «Вот пройдет лет десять — и что останется от этого поля? От леса и речки? Какие здесь будут возведены постройки, проложены дороги и трубопроводы, подняты ЛЭП? Да и само-то небо останется ли здесь таким, какое оно нынче, или же будет задымлено, загорожено чем-то?.. Какое наступит здесь запустение?» (С. Залыгин)

Ученик 1:

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений!..

Когда души не трогает беда,

И так спокойно двигаются тени;

И тихо так, как будто никогда

Уже не будет в жизни потрясений;

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет, овладевает миром.

Ведущий: Проявление и развитие современных проблем традиционно связывают со сверхпотреблением природных ресурсов, сверхзагрязнением окружающей среды. Вместе с тем, очевидно, что названные факторы — это лишь следствия глобального кризиса личности, который проявляется в росте агрессивности, жестокости приоритета материальных ценностей над духовными, в дефиците ответственности перед будущими поколениями за состояние окружающей природной среды в мире. Ориентация на материальные ценности привела человечество к опасной черте самоуничтожения. Современный экологический кризис — это кризис смысла современного существования техногенной цивилизации, цели ее общественного развития.

В этих условиях важно новое осознание роли человека как землянина, ответственного за сохранение всего живого на земле.

Ученик 2: Известный отечественный ученый, педагог Г.А.Ягодин считает, что в наше время «важно... воспитать гражданина Вселенной, способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая основ развития и жизни следующих поколений, осуществляющего на практике замену борьбы за различные ресурсы партнерством... ответственного за другие формы жизни на Земле».

Ведущий: Современное человечество находится на перепутье между экологическими эпохами. Этот переход ученые назвали гуманитарно-экологической революцией. В ее основе лежит нравственной императив, который является следствием императива экологического как совокупности условий, нарушение которых будет иметь для человечества катастрофические последствия.

Ученик 1:

Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет.

Что же сделал я за пакость,

Я — убийца и злодей?

Весь мир заставил плакать

Над судьбой страны моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора —

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Ведущий: Основанием для любых природообразующих действий должен служить научно обоснованный прогноз. Любая акция не должна приводить к нарушению общепланетарного равновесия. Выполнение этого требования обязательно независимо от масштаба мероприятий локальных, региональных, континентальных или планетарных. Это требование Н.Н.Моисеев называет «экологическим императивом».

Ученица: Мерой экологической культуры выступает экологическая этика. По мнению основоположника экологической этики Альберта Швейцера (1875 — 1965), Доброэто то, что служит сохранению и развитию жизни, а зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей: «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред». Этот великий гуманист считал, что там, где человек наносит вред какой-либо жизни, он должен ясно сознавать, насколько это необходимо, что в этом смысле человек не должен делать ничего, кроме неизбежного, даже самого незначительного.

Ученик 2: Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений. Обращенность в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает экологическую этику от традиционных направлений этики.

Два ученика:

Мы, с ремеслами, мы, с заводами,

Что мы сделали с раем, отданным

Нам? Нож первый и первый лом,

Что мы сделали с первым днем?

Ведь как женщина нам поверила!

Видно, мало нам было дерева

И железа — отвесь, отбей! —

Захотелось досок, гвоздей, Щеп!

Удобоваримой мелочи!

Что мы сделали, первый сделавши

Шаг? Планету, где все о Нем —

На предметов бездарный лом?

Слава разносилась реками,

Славу утверждал утес.

В мир — одушевленней некуда! —

Что же человек принес?

Дерево, доверчивое к звуку

Наглых топоров и нудных пил,

С яблоком протягивало руку. Человек — рубил.

Горы, обнаруживая руды

Скрытые (впоследствии «металл»),

Твердо устанавливали: чудо!

Человек — взрывал.

Просвещенная сим приемом

Вещь на лом отвечает — ломом...

(М. Цветаева)

Ведущий: Человек — часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание Вселенной» лишает смысла существования не только человека, но все сущее, все миросоздание... Такую обезглавленную природу не будет смысла охранять.

Два ученика:


Я шел по берегу Оби,

Я селезню шел параллельно.

Я шел по берегу любви.

И вслед деревья мне ревели.

И параллельно плачу рек,

Лишенных лаянья собачьего,

Финально шел XX век,

Кричала рыба из глубин:

«Возьми детей моих в котомку,

Но только реку не губи!

Оставь хоть струйку для потомства».

Я шел меж сосен голубых,

Фотографируя их лица,

Как жертву, прежде чем убить,

Фотографирует убийца.

Стояли русские леса,

Чуть-чуть подрагивая телом.

Они глядели мне в глаза,

Как человек перед расстрелом.

Дубы глядели на закат.

Ни Микеланджело, ни Фидий,

Никто их краше не создаст.

Никто их больше не увидит.

«Окстись, убивец — человек!» —

Кричали мне, кто были живы.

Через мгновение их всех

Погубят ядерные взрывы.

«Окстись, палач зверей и птиц,

Развившаяся обезьяна!

Природы гениальный смысл

Уничтожающий бездарно».

Я понял, что не будет лет,

Не будет века двадцать первого,

Что времени отныне нет.

Оно на полуслове прервано...

Земля пустела, как орех.

И кто-то в небе пел про это:

«Червь, человечек, короед,

Какую ты сожрал планету!»

...Потом мне снился тот порог,

Где, чтоб прикончить Землю скопом,

Как в преисподнюю звонок,

Как зла пупок,

Дрожала крохотная кнопка.

Мне не было пути назад.

Вошел я злобно и неробко —

Вместо того, чтобы нажать,

Я вырвал с проводами кнопку!

(А.Вознесенский)

Ведущий: Разработаны основные этические принципы взаимоотношений человека и биосферы:

1) сохранение биосферы — основа развития человеческого общества;

2) коэволюция человека и биосферы — условие, необходимое для сохранения человечества в составе биосферы, т.е. выживания человека на планете;

3) утеря видов и вообще биологического разнообразия — одна из важнейших угроз; 4) дальнейший рост населения и попытки увеличить благосостояние людей несовместимы друг с другом;

5) ориентация на немедленное получение благ без учета последующих поколений недопустима.

Ученица: Экологическая культура человека определяется его образом мышления и стилем поведения, обусловленными заботой о природе, желанием помочь выжить «братьям нашим меньшим», внутренней потребностью мира и спокойствия в отношениях с природой и своим ближним, внутренним протестом души против уничтожения природы, реальными действиями по улучшению экологии, внутренней потребностью объединения с другими людьми в деле защиты а спасения природы и человека от уничтожения, выполнением экологических правил поведения, в основе которых лежат принципы: «Не вреди!» и «Помоги!».
































Слова ученицы


Ученица:

Научись встречать

беду не плача:

Горький миг — не зрелище для всех.

Знай: душа растет при неудачах

И слабеет, если скор успех.

Мудрость обретают в трудном споре.

Предначертан путь нелегкий твой

Синусоидой радости и горя,

А не вверх взмывающей кривой.


Ученица: Вторая половина XX века внесла тревожащее изменение в сложившийся веками миропорядок: «краткая человеческая жизнь может оказаться более продолжительной, чем природа, просуществовавшая в своей неизменности тысячи лет». Современный писатель наедине с природой задумывается: «Вот пройдет лет десять — и что останется от этого поля? От леса и речки? Какие здесь будут возведены постройки, проложены дороги и трубопроводы, подняты ЛЭП? Да и само-то небо останется ли здесь таким, какое оно нынче, или же будет задымлено, загорожено чем-то?.. Какое наступит здесь запустение?» (С. Залыгин)


Ученица: Мерой экологической культуры выступает экологическая этика. По мнению основоположника экологической этики Альберта Швейцера (1875 — 1965), Доброэто то, что служит сохранению и развитию жизни, а зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей: «Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред». Этот великий гуманист считал, что там, где человек наносит вред какой-либо жизни, он должен ясно сознавать, насколько это необходимо, что в этом смысле человек не должен делать ничего, кроме неизбежного, даже самого незначительного.


Ученица: Экологическая культура человека определяется его образом мышления и стилем поведения, обусловленными заботой о природе, желанием помочь выжить «братьям нашим меньшим», внутренней потребностью мира и спокойствия в отношениях с природой и своим ближним, внутренним протестом души против уничтожения природы, реальными действиями по улучшению экологии, внутренней потребностью объединения с другими людьми в деле защиты а спасения природы и человека от уничтожения, выполнением экологических правил поведения, в основе которых лежат принципы: «На вреди!» и «Помоги!».






Слова ведущего

Ведущий: Мы живем в доме, имя которому биосфера. Но она, в свою очередь, является малой частицей великого мироздания. Наш дом лишь ничтожный уголок необъятного космоса. И человек обязан чувствовать себя частицей этой необъятной Вселенной. Он должен знать, что возник не в силу чьей-то потусторонней воли, а в результате развития биосферы. Как апофеоз этого развития, он обрел разум, получив вместе с ним способность, предвидеть результат своих действий и влиять на события, которые происходят вокруг, а значит и на то, что происходит во Вселенной».

Ведущий: Проявление и развитие современных проблем традиционно связывают со сверхпотреблением природных ресурсов, сверхзагрязнением окружающей среды. Вместе с тем, очевидно, что названные факторы — это лишь следствия глобального кризиса личности, который проявляется в росте агрессивности, жестокости приоритета материальных ценностей над духовными, в дефиците ответственности перед будущими поколениями за состояние окружающей природной среды в мире. Ориентация на материальные ценности привела человечество к опасной черте самоуничтожения. Современный экологический кризис — это кризис смысла современного существования техногенной цивилизации, цели ее общественного развития.

В этих условиях важно новое осознание роли человека как землянина, ответственного за сохранение всего живого на земле.

Ведущий: Современное человечество находится на перепутье между экологическими эпохами. Этот переход ученые назвали гуманитарно-экологической революцией. В ее основе лежит нравственной императив, который является следствием императива экологического как совокупности условий, нарушение которых будет иметь для человечества катастрофические последствия.

Ведущий: Основанием для любых природообразующих действий должен служить научно обоснованный прогноз. Любая акция не должна приводить к нарушению общепланетарного равновесия. Выполнение этого требования обязательно независимо от масштаба мероприятий локальных, региональных, континентальных или планетарных. Это требование Н.Н.Моисеев называет «экологическим императивом».

Ведущий: Человек — часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание Вселенной» лишает смысла существования не только человека, но все сущее, все миросоздание... Такую обезглавленную природу не будет смысла охранять.

Ведущий: Разработаны основные этические принципы взаимоотношений человека и биосферы:

1) сохранение биосферы — основа развития человеческого общества;

2) коэволюция человека и биосферы — условие, необходимое для сохранения человечества в составе биосферы, т.е. выживания человека на планете;

3) утеря видов и вообще биологического разнообразия — одна из важнейших угроз; 4) дальнейший рост заселения и попытки увеличить благосостояние людей несовместимы друг с другом;

5) ориентация на немедленное получение благ без учета последующих поколений недопустима.

Слова ученика 1

Ученик 1:

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений!..

Когда души не трогает беда,

И так спокойно двигаются тени;

И тихо так, как будто никогда

Уже не будет в жизни потрясений;

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет, овладевает миром.


Ученик 1:

Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет.

Что же сделал я за пакость,

Я — убийца и злодей?

Весь мир заставил плакать

Над судьбой страны моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора —

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Два ученика:

Ученик 2

Мы, с ремеслами, мы, с заводами,

Что мы сделали с раем, отданным

Нам? Нож первый и первый лом,

Что мы сделали с первым днем?

Ведь как женщина нам поверила!

Видно, мало нам было дерева

И железа — отвесь, отбей! —

Захотелось досок, гвоздей, Щеп!

Удобоваримой мелочи!

Что мы сделали, первый сделавши

Шаг? Планету, где все о Нем —

На предметов бездарный лом?

Слава разносилась реками,

Славу утверждал утес.

Два ученика:

Ученик 1

Я шел по берегу Оби,

Я селезню шел параллельно.

Я шел по берегу любви.

И вслед деревья мне ревели.

И параллельно плачу рек,

Лишенных лаянья собачьего,

Финально шел XX век,

Кричала рыба из глубин:

«Возьми детей моих в котомку,

Но только реку не губи!

Оставь хоть струйку для потомства».

Я шел меж сосен голубых,

Фотографируя их лица,

Как жертву, прежде чем убить,

Фотографирует убийца.

Стояли русские леса,

Чуть-чуть подрагивая телом.

Они глядели мне в глаза,

Как человек перед расстрелом.

Дубы глядели на закат.

Ни Микеланджело, ни Фидий,

Никто их краше не создаст.






































Слова ученика 2

Ученик 2: Известный отечественный ученый, педагог Г.А.Ягодин считает, что в наше время «важно... воспитать гражданина Вселенной, способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая основ развития и жизни следующих поколений, осуществляющего на практике замену борьбы за различные ресурсы партнерством... ответственного за другие формы жизни на Земле».


Ученик 2:

Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений. Обращенность в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает экологическую этику от традиционных направлений этики.

Ученик 2:

Никто их больше не увидит.

«Окстись, убивец — человек!» —

Кричали мне, кто были живы.

Через мгновение их всех

Погубят ядерные взрывы.

«Окстись, палач зверей и птиц,

Развившаяся обезьяна!

Природы гениальный смысл

Уничтожающий бездарно».

Я понял, что не будет лет,

Не будет века двадцать первого,

Что времени отныне нет.

Оно на полуслове прервано...

Земля пустела, как орех.

И кто-то в небе пел про это:

«Червь, человечек, короед,

Какую ты сожрал планету!»

...Потом мне снился тот порог,

Где, чтоб прикончить Землю скопом,

Как в преисподнюю звонок,

Как зла пупок,

Дрожала крохотная кнопка.

Мне не было пути назад.

Вошел я злобно и неробко —

Вместо того, чтобы нажать,

Я вырвал с проводами кнопку!








11