КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ВЕЧЕРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ
«О ЧЕМ ТРЕВОЖАТСЯ ПОЭТЫ?»
Номинация «Внеурочное мероприятие 10-11 классов (для общеобразовательной организацией)
Автор:
Маматова Ирина Константиновна,
учитель биологии МБОУ «Гимназия»
г. Полярный, Мурманской области
«О ЧЕМ ТРЕВОЖАТСЯ ПОЭТЫ?»
(конспект вечера экологической поэзии для 10-11 классов)
Цель мероприятия: Формирование экологической культуры и мышления уч-ся; умения выявлять экологические проблемы, оперируя конкретными фактами.
Задачи:
Образовательные: обобщить и углубить знания по экологическим проблемам Земли.
Воспитательные: воспитывать экологическую и эстетическую культуру у учащихся.
Развивающие: развивать у учащихся память, экологическое мышление, речь, умение анализировать и систематизировать факты и делать по ним соответствующие выводы.
Вид внеклассного мероприятия: вечер экологической поэзии.
Методы и методические приемы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый.
Средства обучения (оборудование): глобус, раздаточный материал со стихами, задание для закрепления, интернет-ресурсы, классическая музыка.
Подготовка к внеклассному мероприятию: заранее раздать учащимся стихи (возможно и без предварительной подготовки – раздать непосредственно на мероприятии и дать некоторое время для ознакомления с текстом и подготовке к выразительному чтению); при чтении стихов создается тихий фон классической музыкой.
План внеклассного мероприятия:
1. Вводная часть (3 мин);
2. Основная часть (30 мин);
3. Рефлексия (7 мин);
4. Заключительная часть (5 мин).
Ход внеклассного мероприятия:
(в кабинете парты расставлены в незамкнутый круг, выделено четыре зоны, в середине на постаменте стоит самый большой глобус в школе, задрапированный темной тканью, дети рассаживаются за парты, делясь при этом на 4 группы по желанию, на доске тема: «О чем тревожатся поэты?», подключенный интернет).
Вступительное слово учителя (вводная часть):
Здесь, у нас скрыт тайный предмет, сейчас по загадке, вы должны отгадать, что это такое?
ЗАГАДКА: На столе передо мной закружился шар земной. Арктика, экватор, полюс... Уместил всю Землю... [ГЛОБУС] Правильно, здесь на столе, действительно, стоит глобус (открывает и показывает).
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь -
В руках унесёшь.
Посмотрев на столь маленький объект, иногда не верится, что это маленькая копия нашей с вами планеты и еще труднее представить, что на этом шарике можно показать места, где размещаются вот такие прекрасные пейзажи -
О красоте Земли поёт душа.
О том, как мир огромен и прекрасен.
Мы разные, Земля у нас одна!
Перенесла она невзгоды и несчастья
Вреда ей человек принёс сполна
Давайте сохраним планету счастья.
[link]
Привет,дружище!
Как дела?
Ты слышал эту новость?
Они ведь были нам друзья
Но горько кончилась их повесть
Гуляли, пили, улы бались
И с травкой были как друзья
В тусовки пьяные мотались
На все проблемы не смотря
И девочки там были тоже
Свою невинность им неся
А люди думали-"О Боже"!
Тремя перстами их крестя
Ты знаешь как они все жили?
Сейчас немного расскажу.
Все эти звери там душевно гнили
И погружались в пустоту,
Где много кайфа находили
И девушек превращали в проститню.
Их били, резали и рвали
Всех, друг за другом, напролом.
И ниже плинтуса их опускали
И, обращались будто со скотом.
За это им пришла расплата
Они мечтали жить всегда
Достойна была зарплата -
Их всех сгубила наркота...
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
4.1. ******
Стон Земли.
С. Михалков.
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллионы лет
Я так устала, плоть моя покрыта
Рубцами ран - живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,-
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясаю твердь землетрясеньем,
На все обиды я ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь люди!
Позовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
4.2. Колокол Хиросимы
“Куда, моя песня, летишь чуть свет
В багровом предутреннем дыме?”
“К подножию холма Незабытых Бед!”
“Где же такой?”
“В Хиросиме!”
“Песня моя, в чужеземную даль,
Может, летишь ты без нужды?”
“Нет, не чужда мне чужая печаль,
Муки чужие не чужды!”
“Песня, на свете так много утрат,
И мертвые невоскресимы.
Что будешь ты делать?”
“Бить стану набат
В колокол Хиросимы!”
Молю услыхать колокольный зов
Пламенем заживо стертых.
Жаль, что господь не доверил мне слов,
Что воскрешают из мертвых.
Я заклинаю: набат не гуди
Сквозь версты, и лета, и зимы
У человечества в каждой груди,
Колокол Хиросимы!
И Тихий заставь грохотать океан,
И, все озаботив режимы,
Решительно властвуй над памятью стран,
Колокол Хиросимы! (Расул Гамзатов)
4.3.
В Хиросиме этой сказке верят:
Выживает из больных людей
Тот, кто вырежет по крайней мере,
Тысячу бумажных журавлей.
Мир больной, возьми бумаги тонкой,
Думай о бумажных журавлях,
Не погибни, словно та японка,
С предпоследним журавлём в руках.
Насторожитесь! Колокол бьет.
И видеть повсюду должны мы
Журавлика, выпущенного в полет
Девочкою Хиросимы.
Бумажный журавлик в небе плыви!
Взрыв атомный не убывает.
Смерть – белокровие:
Она в крови шарики красные убивает.
Слабенькой ручкой отправленный в путь,
Журавлик, ведь люди спасимы!
Живым с надеждой в глаза посмотри
Девочка из Хиросимы. (Расул Гамзатов)
4.4. Набат Хиросимы
Город
Раскрыл
Обожженный рот
В муке невыносимой...
Люди, вы слышите?
Песню поет,
Песню поет Хиросима!
...Люди!!
Вы слышите?
Песня звучит,
Песнь о великом горе. Таканори Симидзу
«Слышу шепот мужчин и женщин.
Слышу клятвы, и гнев, и стон...
Пусть не будет вновь изувечен
Светлый мир, что для нас рожден!»
— это строки поэта Мунэтоси Фукагавы.
«Нужно кричать о мире,
нужно трубить о мире
всему человечеству, всей планете,
пока человечество живо...»
— взывает Хироси Ядомару.
«Товарищи, с нами хоть шаг пройдите,
Хоть шаг — ради мира на всей Земле!»
— обращается к своим читателям поэтесса Тосико Икута.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рекомендации по составлению трехстишия
1. Хокку должно состоять из трёх строк. Это правило нарушать нельзя.
2. В трёх строках должно быть 17 слогов: 5 – 7 – 5. Это правило можно смело нарушать. Разные языки требуют разного употребления.
3. Хокку не должно звучать сквозным законченным предложением. Это всегда предложение – и обрывок, кусочек.
Две первые строки – фраза, третья – обрывок; или первая – словосочетание, а вторая и третья – фраза.
4.Скрытый смысл.
5. Три строки.
• Первая строка – где?
- Вторая строка – что?
- Третья строка – когда?
Структура стихов, стихосложения - очень четкая. Содержание - также вполне определенное: одна строфа - природный образ, другая - соответствующее ему чувство, мироощущение человека-наблюдателя.
Чтобы написать настоящее японское хокку (хайку), следует помнить -
недостаточно соблюсти число слогов. Необходимо знать еще по крайней мере
три важных правила. Первое: в классическом хокку должен быть обозначен
хотя бы намеком какой-нибудь природный объект или явление, но такое,
чтобы оно ясно указывало на определенное время года. Второе: в основе хокку (оно же хайку) должно быть одно конкретное
событие, один сюжет, пусть самый, на первый взгляд, мимолетный. Отвле-
ченные рассуждения - не для этого жанра: хокку - поэзия конкретная.
Третье: хокку пишется в настоящем времени - это переживаемое и сопережи-
ваемое мгновение, а не воспоминание и не мечта. Также не принято в хокку
впрямую называть человеческие чувства: слова <люблю>, <ненавижу>, <ску-
чаю>, <грущу> - не для хокку. Эти чувства должны не называться, а как бы
внушаться собеседнику через конкретные живые образы. Но при этом сложная
метафоричность хайку также противопоказана. Ценится простота и прозрач-
ность.
Все эти правила не так уж обязательно соблюдать всякий раз. Но знать
их, помнить о них - необходимо. Потому что хокку - не просто поэтическая
форма. В бесхитростных трехстишиях - целая философия жизни с ее ценнос-
тями, с ее мимолетностью и неповторимостью.
1.Не пишите в рифму, она дает чувство ложной завершенности, а в хайку всегда есть приоткрытая и приглашающая дверь недосказанности.
2. Не пишите назидательно, высокопарно или наукообразно, не оценивайте, используйте простые слова.
3. Не выдумывайте хайку из головы, не оперируйте невещественным, не пытайтесь объяснить что-то в хайку, а покажите это.
4. Не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.
5. Не пишите дневник или рассказ на тему «Как я провел лето».
6. Не пишите об иных временах, кроме настоящего или пишите через призму настоящего – хайку должно создавать ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах.
7. Не пишите в стиле неприкрытого акын «что вижу, то пою».
8. Не используйте явные и неприкрытые олицетворения, метафоры, сравнения, слова «как», «будто» и т.п. Старайтесь при необходимости их подразумевать, а не размахивать ими, как флагом.
Ищите границы допустимого применения художественных средств в самом языке – в русском есть довольно много укоренившихся словосочетаний, привычных олицетворений и идиом.
9. Не пишите хайку в трех разных предложениях – трехстишие будет выглядеть «рваным», если в конце каждой строки находится окончательная синтаксическая перебивка. «Укладывайте» слова в строчках гармонично, без резких разделений по строчкам – хайку должно читаться легко и естественно.
10. Также не рекомендуется писать хайку одним законченным предложением. Делите хайку на две взаимосвязанные части. (Сенрю, в отличие от хайку, позволяется писать в одно предложение).
Не говорите лишнего, но и не отсекайте нужное.
Если без какого-то слова можно обойтись в хайку, попробуйте без него обойтись, если только это не мешает поэтичности. Избегайте повторов слов, корней слов, смысла - любого масла масляного – опять же, если это не является осознанной задумкой и приемом художественной выразительности. Но и не сокращайте стих до понятного уже только вам минимума.
Рисуйте картину, показывая лишь самое необходимое. Акцентируйте внимание на одной детали так, чтобы можно было, ухватившись за кончик нити, размотать весь клубок.
Примеры:
Клюв свой раскрыв,
Запеть не успел крапивник.
Кончился день.
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
По дороге не ссорьтесь,
Помогайте друг другу, как братья,
Перелетные птицы!
Кобаяси Исса
(МАЦУО БАСЁ)
Внимательно вглядись:
Цветы пастушьей сумки
Увидишь под плетнем.
* * *
Майские дожди.
Заплыла лягушка
В дом через порог.
* * *
Из сердцевины плода
Медленно выползает пчела.
О! С какой неохотой!
* * *
Дождь за окном.
Нет, не ко мне, к соседу
Зонт прошелестел.
* * *
Цветы засохли,
Но семена летят,
Как чьи-то слезы.
* * *
Некуда воду из ванны
Выплеснуть мне теперь —
Всюду поют цикады.
* * *
К колокольчику
Цветку долетит ли большой комар?
Так грустно звенит.
* * *
О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему, —
В этом высший подвиг цвет.