Сборник Легенды о цветах (1 - 11 классы).

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»




[pic]














Легенды о цветах




Составитель: Волкова Т.В.,

учитель биологии,

специальность высшего уровня

квалификации

высшей категории






г. Костанай

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………….. 3

  2. Легенды о цветах ………………………………………………………… 4 - 50

  1. Аквилегия (водосбор) ……………………………………………………….. 4

  2. Аконит ……………………………………………………………………... 5

  3. Анютины глазки …………………………………………………………….. 6

  4. Апельсин …………………………………………………………………….. 7

  5. Бессмертник …………………………………………………………………. 8

  6. Васильки ……………………………………………………………………... 9

  7. Гиацинт ……………………………………………………………………........ 10

  8. Гвоздика ……………………………………………………………………….. 11

  9. Гладиолус …………………………………………………………………….. 13

  10. Горицвет весенний ……………………………………………………………. 14

  11. Женьшень ……………………………………………………………………… 15

  12. Инжир …………………………………………………………………………. 17

  13. Камелия ………………………………………………………………………... 18

  14. Кандык японский …………………………………………………………….. 18

  15. Канны …………………………………………………………………………. 19

  16. Колокольчик ………………………………………………………………….. 19

  17. Ландыш ………………………………………………………………………… 21

  18. Лилия ………………………………………………………………………….. 23

  19. Лотос ………………………………………………………………………....... 24

  20. Магнолия ………………………………………………………………………. 25

  21. Мак ………………………………………………………………………………. 26

  22. Маргаритка …………………………………………………………………….. 28

  23. Нарцисс ………………………………………………………………………… 29

  24. Незабудка ………………………………………………………………………. 31

  25. Орхидеи ……………………………………………………………………….... 32

  26. Пион …………………………………………………………………….............. 34

  27. Плющ …………………………………………………………………………… 35

  28. Подснежник …………………………………………………………………… 36

  29. Полынь ………………………………………………………………………… 38

  30. Примула ……………………………………………………………………… 39

  31. Радиола розовая ……………………………………………………………… 40

  32. Роза …………………………………………………………………………….. 41

  33. Тростник ……………………………………………………………………….. 43

  34. Тюльпан ………………………………………………………………………… 44

  35. Фиалка …………………………………………………………………………. 45

  36. Флокс ………………………………………………………………………........ 46

  37. Хризантема …………………………………………………………………….. 47

  38. Чистотел ……………………………………………………………………........ 48

  39. Шафран …………………………………………………………………………. 49

  40. Эдельвейс ……………………………………………………………………… 50

  1. Литература и Интернет – источники ……………………………………….. 51


Легенды о цветах.

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.

Г.Х.Андерсен.

И, действительно, цветы необходимы людям и в праздники, и в будни.

Поэтому я поставила перед собой цель: собрать воедино легенды, предания, мифы о цветковых растениях, которые можно было бы использовать на уроках биологии при изучении цветковых растений, способствующие развитию познавательного интереса учащихся.

Наблюдая красоту цветов, человечество создало немало легенд о них, при этом обожествляя их, поклоняясь им. Например, Афродиту греки воплотили в розу, а в Индии лотос символизирует богиню красоты Лакшми.

Язык цветов на Востоке составил специальную науку Селам, в которой

  • астра – печаль;

  • белая гвоздика – доверие;

  • васильки – доверие;

  • вишня – признание в любви;

  • гиацинт по числу бутонов «назначал» день встречи;

  • желтая роза «сомневалась « в искренности любви;

  • Красная роза тайно «признавалась» в чувствах;

  • красная гвоздика – горячие чувства;

  • колокольчик по количеству цветков «уточнял» час свидания;

  • лилия – чистота;

  • незабудка олицетворяла постоянство, память;

  • пион – символ скромности и застенчивости;

  • примула – талисман счастья и эмблема любви к родине (Швейцария);

  • подснежники – символ надежды;

  • тюльпан – счастье;

  • фиалка – цветок печали или смерти, символ весны и скромности (Франция);

  • хризантема – символ целомудренности, невиновности, чистоты и др.

Иногда одно и то же растение у разных народов имело различный символ:

  • гвоздика – символ любви в Испании и чистоты в Англии, Германии,

  • государственный флаг Италии;

  • нарцисс – цветок погибших (Древняя Греция), символ победы (Древний Рим),

  • символ любви и счастливого брака (Пруссия).

В честь цветов в разных странах устраивают праздники:

  • в Древней Греции – в честь гиацинтов и лилий;

  • в Японии – в честь лотоса;

  • в Англии – в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов;

  • во Франции – в честь розы и фиалки;

  • в Болгарии – праздник роз проводят и в наши дни.

На этих веселых праздниках плетут венки, сочетая один цветок с другим по форме, цвету и запаху. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям».


Аквилегия (водосбор).

П [pic] осмотри пытливым взором

В час капели дождевой

На кувшинчик водосбора,

Переполненный водой.

Упадут на землю росы.

Стихнут струи ветерка.

В водосборе вспыхнут звезды,

Месяц, птицы, облака.

Растение назвали водосбором из – за того, что после дождей и обильной росы он набирает воды полные венчики. Научное название водосбора – «аквилегия», которое произошло от двух латинских слов aqua – “вода” и lego – “собирать”. А в народе его называют еще «голубками» из – за сходства формы венчика с голубем.

Древние германцы германцы называли аквилегию «туфельками эльфов», а в Англии и Соединенных Штатах этот цветок известен как columbine – “голубка”. Американцы считают водосбор символом супружеской измены, а точнее символом женской неверности.

В 17 веке аквилегию рассматривали как символ любовного соблазна, домогательства и измены. Поэтому нельзя было дарить аквилегии молодым девушкам. Поэтому дарить букет аквилегий даме - считается оскорблением.

В средние века эти цветы преподносили только женщинам "легкого поведения". Если же аквилегия была подарена мужчине - то означало, что он "рогоносец".

А вот в Норвегии в средневековые времена аквилегия считалась цветком - символом богини любви и плодородия Фреи.

Французы называют водосбор «травой сварливой бабы».

Одна из легенд гласит:

В небольшой французской деревушке жила сварливая женщина, надоедавшая своему мужу бесконечными придирками. Не выдержал он и решил с ворчуньей расстаться! Женщина перепугалась, обратилась к людям за помощью, и один из жителей порекомендовал ей отварить цветы водосбора, и как только у неё появится желание поворчать, набирать в рот отвар и держать до тех пор, пока желание поучать мужа не исчезнет. Она последовала доброму совету. Так постепенно ворчливая женушка избавилась от привычки “пилить” мужа. В доме наступила тишь и благодать, а водосбор с тех пор французы называют травой сварливой женщины.

Думается, что, зная все символы и предубеждения, которые присущи аквилегии, Шекспир вложил в сюжет «Гамлета» некоторый подтекст, в котором, лишенная ума из-за предательства супруга Офелия, собирает на лугу именно цветы аквилегии.

В Христианстве аквилегия олицетворяет святой дух, а лепестки цветка символизируют святые дары. Еще аквилегию называют "цветком туфелек Девы Марии".




Аконит.

[pic] Парацельс считал, что название «аконит» происходит от имени города Акони, окрестности которого считались родиной одного из видов этого растения. Аконит был известен с древности. Древние галлы и германцы натирали ядом аконита наконечники стрел и копий, предназначенных для охоты на волков, пантер и других хищников. Это в какой-то мере подтверждают сохранившиеся в народе прозвища аконита — волчий корень, волкобой, у славян — песья смерть, песье зелье, черное зелье и др.

Особенности аконита нашли широкое отражение в мифах и легендах древних народов. В древности аконит называли «мать – королева ядов».

В средние века в Риме аконит использовали для отравления осужденных на смертную казнь преступников. Алкалоиды аконита в основном на центральную нервную систему, в больших дозах вызывают судороги и паралич дыхательного центра.

В Древнем Риме из- за ярко окрашенных лепестков цветка его выращивали в садах. Однако римский император Траян в 117 году запретил выращивать это растение в саду, так как были частыми случаи подозрительных смертей от отравлений. Плутарх рассказывает об отравлении этим растением воинов Марка Антония. Воины, в пищу которых попадал аконит, теряли память и были заняты тем, что переворачивали каждый камень на своем пути, будто искали что-то очень важное, пока их не начинало рвать желчью. Существует предание, что знаменитый хан Тимур был отравлен именно ядом аконита — соком этого растения была пропитана его тюбетейка.

В античные времена свойства аконита использовали в медицине, но в тоже время римский писатель и ученый Плиний Старший в своей работе «Естественной истории» предупреждал, что с ним надо быть весьма осторожным, и назвал его «растительным мышьяком».

Существует легенда о происхождении аконита.

Она связана с мифологическим героем Древней Эллады — Гераклом, который находился на службе у царя Еврисфея. Для того чтобы заслужить Гераклу бессмертие, он должен был совершить двенадцать подвигов; двенадцатый — усмирение свирепого стража преисподней Цербера, громадной трехголовой собаки, вокруг каждой из голов которой извивалась грива из ядовитых змей. Этот страшный пес пропускал всех в Аид, но обратно не выпускал никого. Геракл увидел его, но не испугался, схватил пса за горло и душил собаку до тех пор, пока тот ему не покорился. Геракл заковал его в алмазные цепи и вытащил на поверхность. Цербер, ослепленный ярким солнечным светом, стал бешено вырываться, дико рычать и лаять. Из трех его пастей потекла ядовитая слюна, залившая вокруг травы и землю. И там, куда попадала слюна, вырастали растения с синими цветками, похожими на шлемы воинов. А так как произошло все это якобы вблизи города Акони, в честь его и назвали необычный многолетник аконитумом.




Анютины глазки.

[pic]

Апрель золотыми лучами обласкан

С лужайки плывет аромат.

Анютины глазки из были и сказки

На мир удивленно глядят.


По легенде, в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, любому слову верила. Однажды повстречала девушка коварного обольстителя, которого она полюбила. Но юноша испугался и стал спешно собираться в дальнюю дорогу, пообещав ей вернуться.

Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого, и при этом тихо угасала от тоски. А когда погибла, на месте её погребения выросли цветы, в трехцветных лепестках которых отразились надежда, удивление и печаль.

По древнегреческой легенде дочь аргосского царя Ио всем сердцем полюбила Зевса, за что была превращена в корову ревнивой его женой, Герой. Для того чтобы хоть как бы скрасить жизнь своей возлюбленной, Зевс вырастил цветы анютины глазки, которые символизировали любовный треугольник, с одной стороны, приравнивали простую смертную к богине, а с другой — сохраняли в ней веру, что проклятие Геры не вечно.

Согласно другой легенде:

Жила в одной стране в огромном дворце прекрасная девушка и звали её Анюта.

Однажды она влюбилась в бедного юношу, с которым она встречалась тайно возле моря. Отец, узнав о её тайных свиданиях, запретил ей встречаться с любимым. Но Анюта была упряма и продолжала встречаться с юношей. Отец был в ярости, узнав об этом, и приказал убить его. Анюта пришла к морю и увидела, что её возлюбленный мертв. Девушка села возле него и горько заплакала. И вскоре на этом месте выросли цветы – анютины глазки.

Имеются и предания о том, что в анютины глазки была обращена излишне любопытная девочка Анюта, которая поглядывала за чужой жизнью и толковала её на свой лад.

Поляки и белорусы величают их «братки» за то, что в одном венчике одновременно уживаются несколько разноцветных лепестков, и дарят их только тем, кого по– братски любят.

В цветочной символике средневековой Европы анютины глазки имели значение незабудок, поэтому

  • во Франции и Англии ими было принято обрамлять портреты близких людей. Французы называли их «цветами на память», англичане — «сердечным успокоением и сердечной радостью», букетик анютиных глазок, переданный кому-либо, означал признание в любви;

  • в Польше и Франции невеста дарила анютины глазки отъезжающему жениху, которые символизировали вечную память и верность дарившей.


Апельсин

[pic]


В померанцевых плодах – в лимонах, апельсинах,

кинканах и мандаринах – заложен таинственный витамин С.

К.Паустовский



После знаменитых походов Александра Македонского древние греки впервые познакомились с апельсиновыми деревьями. Запах их плодов напомнил им цедр, поэтому апельсины стали называть цедрос (сеdros).

Римляне по аналогии с греческим вариантом назвали апельсины цитрусами (citrus).

Греки дали и еще одно название – «гесперидии».

Название «гесперидии» появилось из древнегреческого мифа. Геспериды – три дочери Атланта – охраняли с помощью дракона сад с золотыми яблоками, который богиня земли Гея подарила на свадьбу Геры и Зевса. Первая брачная ночь великих богов длилась триста лет: обливаясь водой из священного источника и наслаждаясь запахом апельсинов, Гера снова и снова становилась девственницей. От непрошенных гостей этот волшебный апельсиновый сад охраняли Геспериды и чудовищный дракон Ладон.

Есть и другой миф, который рассказывает о пользе апельсина, о той самой пользе, про которую поведал нам эдемский змей. Эти плоды ел Гиппомен, чтобы победить охотницу Аталанту в беге. Он ел апельсины – и стал здоровым и быстроногим.
Согласно другой легенде:

Геспериды, дочери Атласа, стерегли в садах золотые яблоки. В наказание за убийство собственных детей и детей своего брата царь Эврисфей поручил Гераклу доставить эти золотые яблоки в Грецию. Геракл отыскал сады Гесперида, но испугавшись стоглавого дракона, подговорил достать их Атланта, а сам в это время поддерживал за него небо. Это одиннадцатый подвиг Геракла. Именно апельсины и были золотыми яблоками. Поэтому плоды цитрусовых и стали называть гесперидиум (сначала древние греки, а теперь ботаники).

На Русь апельсиновые деревья впервые были завезены в XVII в. из Голландии. Благодаря этому историческому факту образовалось их русское название - от голландских слов appel - "яблоко" и Sina - "Китай".

В Европе принято считать, что золотое яблоко родом из Китая (хотя оно пришло из Эдема). Трудолюбивые китайцы всегда ценили дары природы. Они назвали растение Цинь, что означает золото. Апельсин привезли в Европу португальцы.

Апельсин стал едва ли не символом Испании, мы можем увидеть даже в поэзии, где рядом с описанием корриды или боя быков очень часто упоминаются и апельсины.


Бессмертник.

[pic]

Где насмерть сраженный солдат упадет,

Теряя последние силы.

Горящей звездой бессмертник взойдет

Над холмиком братской могилы.



Растение называется бессмертником из – за того, что сорванный цветок долго не увядает. Венки, сплетенные из него, были основным элементом в священных ритуалах. Он служил символом бессмертия.

По индейским преданиям, бессмертник появился на свет таким образом:

в одном селении поженились парень и девушка. Отправляясь после свадьбы из дома отца невесты к родителям мужа, молодые повстречали диких зверей, которые их тут же растерзали. Жители похоронили молодоженов на берегу реки. А весной на месте их захоронения неожиданно появился светло - сиреневый цветок. Охотник, проходя мимо него, воскликнул: «Живи вечно!» И природа приняла данное пожелание.

Согласно древнегреческой легенде:

Одиссей попал на своём корабле в сильный шторм и был выброшен на берег. Там ему повстречалась красивая и знатная девушка. Отец девушки был царь. Девушка была настолько прекрасна, что её можно сравнить с бессмертной богиней. Причиной этого было чудодейственное солнечное масло, которым обтиралась девушка после купания. Девушка нашла спасшегося, но слабого Одиссея, она дала ему своё чудесное масло, и он, после натирания сразу восстановил силы и был готов путешествовать дальше. Вот этим чудодейственным маслом и было масло из бессмертника.

Согласно другой легенде:

Давным-давно жил на свете жестокий царь Кариан. И вот как-то задумали недруги извести царя – и подсунули ему отравленное блюдо. Царь съел и отравился. Но не умер, а тяжело заболел. И никакое лекарство не помогало. Пригласил царь своего придворного знахаря и говорит: «Даю тебе срок один день, если не найдёшь средство, которое исцелит меня, прикажу казнить, а если найдёшь – отдам за тебя мою красавицу - дочь Миртиппу». Пошёл знахарь на берег моря искать целебную траву, которая бы излечила злого Кариана. Нашел знахарь солнечные цветы, которые он их в бреду принял за солнечные капли. Собрал знахарь их и вернулся к царю. Заварили придворные солнечные корзинки, и стал царь пить этот отвар и поправился. Пришлось царю отдавать в жёны за придворного знахаря свою единственную дочь Миртиппу. А растение, которое спасло жизнь иберийского царя стали звать [link]




53